Велебит (подводная лодка)
Велебит | |
---|---|
Velebit | |
Служба | |
Югославия | |
Название | Соча |
Оригинальное название | П-914 Соча / P-914 Soča |
Класс и тип судна | сверхмалая, дизель-электрическая, тип «Уна» |
Организация | Военно-морские силы СФРЮ |
Разработчик проекта | Brodogradilište specijalnih objekata[англ.], Сплит, Хорватия |
Спущен на воду | 1987 |
Введён в эксплуатацию | 1987 |
Выведен из состава флота | 1991 |
Статус | захвачена Национальной гвардией Хорватии и переведена в состав ВМС Хорватии |
Служба | |
Хорватия | |
Название | Велебит |
Оригинальное название | P-1 Velebit |
Класс и тип судна | сверхмалая, дизель-электрическая, тип «Уна» |
Организация | Военно-морские силы Хорватии |
Введён в эксплуатацию | 1991 |
Выведен из состава флота | 2005 |
Статус | на временной стоянке на базе ВМС Лора, Сплит |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 88 т |
Водоизмещение полное | 98,5 т |
Длина | 21,09 м |
Ширина | 2,7 м |
Осадка | 2,4 м |
Силовая установка | 2 электромотора (40 кВт), дизельный генератор (105 кВт) |
Скорость надводная | 7 узлов |
Скорость подводная | 8 узлов |
Предельная глубина | 120 м |
Дальность плавания подводная | 250 морских миль (460 км) при 4 узлах |
Автономность плавания | 6—7 суток |
Экипаж | 10 человек (в т.ч. 6 спецназовцев) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | портативный GPS-совместимый навигационный радар |
Радиолокационное вооружение | активный сонар STN Atlas Elektronik PP-10, пассивный сонар PSU-1-2 |
P-01 «Velebit» (до 1996 года P-914 «Soča») — югославская, позднее хорватская сверхмалая подводная лодка типа «Уна»; единственная подводная лодка, состоявшая на вооружении ВМС Хорватии. Построена в 1980-е годы для нужд ВМС СФРЮ, получила имя «Соча». В начале войны за независимость Хорватии «Соча» была захвачена в верфи предприятия «Бродосплит» в Сплите силами Национальной гвардии Хорватии: с лодки было снято практически всё оборудование. В 1996 году лодка была переименована в «Велебит», пройдя ремонт и получив новый дизельный генератор. Спустя несколько лет лодку пришлось вывести де-факто из состава ВМС Хорватии в связи с нехваткой средств на новые батареи питания. После неудачных попыток продать её за границу в Хорватии встал вопрос о передаче подлодки одному из музеев Хорватии, который до сих пор остаётся открытым.
Конструкция
Подводная лодка «Соча» была построена в 1987 году предприятием «Brodosplit», отделением строительства особых объектов (сербохорв. Brodogradilište specijalnih objekata), и была четвёртой подводной лодкой в своём классе сверхмалых субмарин «Уна». Главные размерения следующие: длина — 21,09 м, ширина — 2,4 м, осадка — 2,7 м. Стандартное водоизмещение — 88 т, полное — 98,5 т. Одиночный корпус подлодки был разделён на три отсека: передний отсек (командный пункт), рубка и отсек с силовой установкой. Во время подводных операций два электромотора Končar с 256 батареями и мощностью в 20 кВт каждый устанавливались напротив установки, приводящей в движение пятилопастный винт. Надводное плавание и перезарядка батарей осуществлялись благодаря дизельному генератору[1][2][3].
Максимальная скорость подлодки «Соча» состояла 8 узлов под водой и 7 узлов над водой. Дальность плавания составляла 250 морских миль при скорости в 4 узла[2], субмарина могла пробыть от 6 до 7 суток под водой (другие подлодки типа «Уна» могли пробыть не более 96 часов)[4][5][2]. Максимальная глубина погружения составляла 120 м[2]. На подлодке не было никакого тяжёлого вооружения, поскольку субмарины типа «Уна» занимались исключительно разведкой, установкой небольших мин и участвовали в ряде специальных операций. Основным предназначением подлодки было маневрировать в мелководье Адриатического моря, используя свои небольшие размеры, оставаться незамеченной и доставлять силы специального назначения (до 6 человек на одной подлодке). Диверсионная команда из 6 человек могла нести с собой также четыре подводных аппарата R-1, также четыре мины типа AIM-M70 (M70/1) и/или 6—12 магнитных мин. Экипаж подлодки состоял из 4 человек[2].
Служба
П-914 «Соча» служила в 88-й флотилии субмарин ВМС СФРЮ с конца 1980-х годов[6][7]. Наименование подлодке было дано в честь реки Соча, протекавшей на территории Словении. В 1991 году подлодку отправили на капитальный ремонт в «Brodosplit», отделение строительства особых объектов, и именно тогда хорватские силы захватили подлодку, с которой было снято всё оборудование[7]. В 1993 году Загребский морской институт запустил программу улучшения оперативных качеств захваченной подводной лодки «Соча»: в ходе ремонта удлинили корпус, чтобы установить дизельный генератор производства MTU Friedrichshafen мощностью 105 кВт — на подводных лодках типа «Уна» в оригинальных чертежах подобного не было[2]. Тот же морской институт разработал и установил новую систему управления подлодкой[8].
В 1996 году подлодка была переименована в P-1 «Велебит», на корпусе «Велебита» был изображён бортовой номер «3». Согласно изданию The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World[англ.] от 2007 года, подлодку оснастили портативным навигационным радаром, совместимым с GPS, а также активным сонаром STN-Atlas Elektronik PP-10 и пассивным сонаром PSU-1-2[4]. Другие источники утверждают, что активный сонар не устанавливался, поскольку не работал в подводном состоянии[6][9][7]. В связи с необходимостью замены батарей питания и электромоторов обучение экипажа и подводные операции стали сводиться только к надводному передвижению[10].
Снятие с вооружения
В феврале 2005 года «Велебит» подняли из воды и установили на небольшую платформу на базе ВМС Лора в Сплите, где и по сей день стоит подлодка[9]. В июне 2006 года Министерство обороны Хорватии опубликовало «Долговременный план развития Вооружённых сил Хорватии на 2006—2015 годы» (хорв. Dugoročni plan razvoja Oružanih snaga Republike Hrvatske 2006–2015), в котором утверждалось, что у ВМС Хорватии нет никаких противолодочных средств и что единственная подводная лодка по факту бесполезна, поскольку может заниматься только установкой мин и перевозить под водой силы специального назначения. Было принято решение исключить подлодку из состава ВМС Хорватии[11]. Министр обороны Берислав Рончевич объяснил исключение подлодки «Велебит» из состава ВМС Хорватии тем фактом, что весной 2008 года Хорватия должна была вступить в НАТО, и развитие всех аспектов обороны (в том числе и подводных лодок) стало бы тогда необязательным в связи с действующим в НАТО принципом коллективной обороны[12].
В 2007 году подлодку выставило на продажу государственное предприятие «Alan Agency», запросив начальную цену в 8 миллионов хорватских кун (около 1,07 млн. евро)[12]. Командующий ВМС Хорватии Анте Урлич предложил установить новые батареи, сонар и отремонтировать подлодку, чтобы потом за неё можно было попросить 15 миллионов евро[13]. Однако заключить сделку так и не удалось, вследствие чего Хорватия решила передать подлодку в один из музеев[14]. В 2009 году появились предложения передать субмарину Техническому музею Загреба, что одобрил и мэр Милан Бандич, но в связи с невозможностью безопасно и быстро перевезти подлодку длиной почти 4,5 м к центру города от этой идеи отказались[15]. Хорватский морской музей в Сплите также выразил свою заинтересованность в приобретении подлодки, которая была построена в Сплите и пребывала там за всю свою историю службы. Однако и эта идея была отвергнута, поскольку морской музей находился в крепости Грипе и мог в любой момент перебраться в порт Сплита. Ещё одним желающим приобрести подлодку стал Загребский военный музей. По состоянию на 2018 год окончательное место перевозки подлодки не было определено[14].
См. также
Примечания
- ↑ Podmorničar.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Brodarski institut - Velebit P 01.
- ↑ BSO.
- ↑ 4,0 4,1 Wertheim, 2007, p. 145.
- ↑ Brodarski institut - klasa Una.
- ↑ 6,0 6,1 Krnić, 17 July 2012.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Švel, 6 October 2012.
- ↑ Brodarski institut - Reference.
- ↑ 9,0 9,1 Krnić, 20 October 2007.
- ↑ Nacional, 24 April 2002.
- ↑ DPR OSRH 2006 - 2015, June 2006.
- ↑ 12,0 12,1 Šarić, 1 August 2007.
- ↑ Profaca, 15 August 2007.
- ↑ 14,0 14,1 Krnić, 25 March 2013.
- ↑ Dukić, 25 March 2009.
Литература
- Eric Wertheim. The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World, 15th Edition: Their Ships, Aircraft And Systems. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2007. — ISBN 9781591149552.
Ссылки
Пресса
- Denis Krnić. Podmornica ‘Velebit’ zaronit će u turizam (хорв.). Slobodna Dalmacija (17 июля 2012). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 23 ноября 2015 года.
- Boris Švel. Sudbina podmornice P-01 (хорв.). Obris (6 October 2012). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 23 июля 2017 года.
- Ivica Profaca. MORH prodaje jedinu hrvatsku podmornicu (хорв.). Jutarnji list (15 августа 2007). Архивировано 11 декабря 2013 года.
- M. Šarić. Ministar Rončević potvrdio napuštanje podmorničarstva: Hrvatska prodaje jedinu podmornicu (хорв.). Večernji list (1 августа 2007). Архивировано 27 сентября 2007 года.
- Snježana Dukić. Podmornica ‘Velebit’ zapela na tramvajskim žicama u Zagrebu (хорв.). Slobodna Dalmacija (25 марта 2009). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- Denis Krnić. Stjepan Lozo: Nećemo odustati od ‘Velebita’ (хорв.). Slobodna Dalmacija (25 марта 2013). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 7 февраля 2015 года.
- Jedina hrvatska podmornica Velebit ne može zaroniti (хорв.). Nacional (24 апреля 2002). Архивировано 30 декабря 2013 года.
- Krnić, Denis Podmornica u muzej ili možda natrag u flotu . Slobodna Dalmacija (20 October 2007). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 30 декабря 2013 года.
Прочие сайты
- Diverzantska podmornica Velebit P-01 (PDF) (недоступная ссылка). Brodarski institut (9 декабря 2013). Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- Diverzantske podmornice klase Una (PDF) (недоступная ссылка). Brodarski institut. Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- Dugoročni plan razvoja Oružanih snaga Republike Hrvatske 2006 - 2015 (PDF). Министерство обороны Хорватии (June 2006). Архивировано 27 ноября 2013 года.
- Osnivanje i gradnja diverzantskih podmornica klase P 911 . "Podmornicar". Архивировано 13 декабря 2013 года.
- Reference (недоступная ссылка). hrbi.hr. Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 30 декабря 2013 года.
- Review of delivered vessels since 1980. (PDF) (недоступная ссылка). Brodogradilište specijalnih objekata. Дата обращения: 13 марта 2014. Архивировано 13 марта 2014 года.
Ссылки
- Podmornica klase Una Архивная копия от 18 августа 2017 на Wayback Machine (сербохорв.)
- P 01 Velebit. DŽEPNA PODMORNICA (сербохорв.)