Вейовис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Увенчанный диадемой Вейовис, мечущий молнии (слева) на серебряном денарии Лициния Макра (84 год до н.э.)

Вейовис (лат. Vējovis, также Ведиовис из др.-лат. Vēdiovis, от лат. vē- — приставка, ослабляющая или усиливающая значение исходного слова и лат. Jovis[1] — «Юпитер») — хтонический бог подземного мира в древнеримской мифологии, Юпитер подземного царства, противопоставлявшийся светлому небесному Юпитеру. Иногда отождествлялся с юным Юпитером. Культ Вейовиса не имел широкого распространения и был впоследствии вытеснен культом Диспатера.

В античных источниках упоминаются два храма Вейовиса в Риме: на Капитолийском холме — лат. Veiovis in Capitolio и лат. aedes in insula Vediovis — храм на острове на Тибре (современная Тиберина), упоминаемые Титом Ливием и Овидием[2].

Культ Вейовиса был заимствован из Альбы, легендарной родины Ромула и Рема, во время поздней республики Вейовис считался покровителем рода Юлиев, которые посвятили ему алтарь «по альбанскому ритуалу»[3]. Расположение храма Вейовиса на Капитолии античные авторы описывали как лат. inter duos lucos — «меж двух рощ», то есть в ложбине между двух священных рощ Капитолия[4] в которой, согласно Овидию, Ромул основал священное убежище, в котором предоставлялось гостеприимство беженцам из Лация при основании Рима, статуя Вейовиса в этом храме изображала вооруженного стрелами юношу с козой (хтоническим животным) у его ног[5]. Благодаря стрелам — атрибутам Аполлона — Вейовис иногда отождествлялся с последним[6].

В 1939 году во время раскопок на Капитолии у Табулария были обнаружены остатки храма Вейовиса. Целла храма отличается необычными для античных храмов пропорциями, будучи в ширину почти в два раза больше, чем в глубину (15х8.9 м), в остатках храма была найдена поврежденная статуя статуя Вейовиса в образе обнаженного юноши с плащом, покрывающим левое плечо и руку, соответствующая описанию Овидия. Храм был облицован травертином, фасад был исполнен в виде четырехколонного портика. При раскопках было выявлено три перестройки храма, последняя из которых датируется первой четвертью I века н. э. При Домициане пол и стены целлы были облицованы цветным мрамором.

Ссылки

Примечания

  1. A. Walde, J. B. Hofmann. Lateinisches etymologisches Wörterbuch. Bd. II, С. 740
  2. VEIOVIS, AEDES // Samuel Ball Platner, Thomas Ashby, A Topographical Dictionary of Ancient Rome
  3. Вейовис // Мифы народов мира, т.1. — М.: 1997
  4. INTER DUOS LUCOS (2) // Samuel Ball Platner, Thomas Ashby, A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Дата обращения: 20 марта 2011. Архивировано 8 января 2017 года.
  5. Овидий. Фасты, III 429 сл. Архивная копия от 3 февраля 2012 на Wayback Machine
  6. Авл Геллий. Аттические ночи, V 12