Ведьма (фильм, 1990)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ведьма
Жанр мистическая драма, комедия, экранизация
Режиссёр Галина Шигаева
Автор
сценария
Борис Жолдак по повести
Г. Ф. Квитки-Основьяненко
Оператор Богдан Вержбицкий
Композитор Владимир Гронский
Кинокомпания Киностудия им. Довженко
Длительность 117 минут
Страна  СССР
Год 1990
Ссылки
IMDb ID 0100858

«Ведьма» (также «Конотопская ведьма») — советский фильм 1990 года снятый на Киностудии им. Довженко режиссёром Галиной Шигаевой, по мотивам повести «Конотопская ведьма» Г. Ф. Квитки-Основьяненко.

Сюжет

События происходят на Малороссии во времена Гетманщины в городке Конотопе. Местный сотник увидев на ярмарке красавицу Олену влюбляется, и хочет на ней жениться, но понимает, что взаимности может добиться разве только через нечистую силу…

В ролях

Литературная и реальная основа

Фильм снят по повести «Конотопская ведьма» Г. Ф. Квитки-Основьяненко написанной в 1833 году, одному из его лучших малороссийских рассказов[1]. При юмористично-сатирическом характере произведение является реалистичным и вызвано действительными фактами, имевшими место в те времена[2]:

Повесть основана на чисто малорусском историческом предании. «Топление (мнимых) ведьм при засухе, говорит сам Квитка, не только бывалое, со всеми горестными последствиями, но, к удивлению и даже ужасу, возобновлённое помещицею соседней губернии».

При этом повесть содержит «переплетение реалистических черт и фантастики», где мистический элемент является лишь формой:[3]

Главными «фигурами» этой повести являются представители казацкой старшины XVIII в. — конотопский сотник Забреха и писарь Пистряк, нарисованные в сатирическом плане. Они погрязли в лихоимстве, лени, пьянстве и стяжательстве. […] Колоритно проявляется самодурство и жестокость казацкой старшины, занимавшей должности в Гетманщине обычно по наследству. Правда, впечатление от изображенного несколько снижается, так как писатель «разбавляет» реалистические описания фантастикой «ведемских наваждений».

Критика

Галина Шигаева в «Ведьме» (1990) по известной повести Г. Квитки-Основьяненко представила классическую украинскую деревню, казацкий быт и образ жизни. В комической транскрипции, не без современных аллюзий. Ибо сотник Забереха очень уж напоминает эдакого первого секретаря райкома или (ой, хиба ж никакой разницы?) представителя президента, того самого, который гарант всего. Ото оно и раньше всё было также, почти без изъятий, только президент гетманом назывался, а представитель — сотником. Да ещё аппаратчик проклятый именовался писарем. […] На нашу жизнь режиссёр взглянула как на явление живое и потому ужасно консервативное. Неизменяющееся… Наш хутор увиден со стороны, но не выходя за его пределы. Ну, окраина — так и хай будет, абы хлеб родил справно и вода не пропадала, да чтобы пан сотник державный розум сохранял в свежести…

Примечания

  1. Пыпин, Александр Николаевич Обзор истории славянских литератур / А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович. — Санкт-Петербург : Тип. О. И. Бакста, 1865. — 536 с. — стр. 223
  2. Григорій Квітка-Основьяненко: літературний портрет / А. И. Гончар. — Киев: Дніпро, 1964. — 144 с. — стр. 61
  3. История украинской литературы: Краткий курс. Пособие для студентов-филологов по литературе народов СССР / П. П Охрименко. — М.: Просвещение, 1970. — 520 с. — стр. 131