Веденисов, Борис Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Николаевич Веденисов
Научная сфера проектирование и строительство железных дорог
Награды и премии
Орден Ленина Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За оборону Москвы»
Сталинская премия

Борис Николаевич Веденисов (24 июля 1869, Кунцево, Московская губерния — 11 июля 1952, Москва) — советский учёный, специалист в области железнодорожного транспорта; член-корреспондент АН СССР (1943).

Биография

Сын московского 2-й гильдии купца.

Окончил 5-ю классическую гимназию в Москве (1887) и математическое отделение физмата МГУ (1891, с дипломом первой степени).

1892—1897 гг. преподаватель математики и физики в реальном училище и в женской гимназии Мурома. В 1897—1902 учился в Московском инженерном училище МПС и получил диплом инженера-строителя. В 1902—1903 проходил практику в должности десятника и прораба.

С 1903 по 1918 г. работал на Московско-Казанской железной дороге: помощник начальника и начальник дистанции пути; начальник отделения пути; заместитель управляющего, и. о. управляющего дорогой. В 1918—1921 начальник отдела пути Научно-экспериментального института НКПС.

С 1919 на преподавательской работе (первые два года по совместительству):

  • 1919—1922 в Московском политехническом институте;
  • 1920—1922 профессор и декан строительного факультета Политехнического института в Иваново-Вознесенске;
  • 1920—1931 преподаватель в МВТУ, на Высших технических курсах НКПС, и в Московском железнодорожном техникуме им. Андреева;
  • 1921—1952 преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор и зав. кафедрой в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.

Доктор технических наук (1936). 23 сентября 1943 г. избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Старший научный сотрудник Секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР; руководил тематикой в области развития новых видов тяги.

Автор многих новаций в области в области железнодорожного строительства. Первым применил шлаковые подушки для борьбы с пучинами (1908), горизонтальное бурение для отвода подземных вод. В 1913 г. впервые на русских железных дорогах применил пневматическую подбивку шпал. Автор проектов строительства крупных железнодорожных мостов, станций, лечения земляного полотна и др.

Издал ряд учебников по теме «Общий курс железных дорог» и книгу «Технический справочник железнодорожника».

Умер 11 июля 1952 года в Москве. Похоронен на Армянском кладбище.

Семья: жена (с 1899 г.) Александра Ивановна Гундарева; сын Николай (1905—1941), кандидат математических наук, доцент 1-го МГУ и Артиллерийской академии, боец народного ополчения, погиб в 1941 году.

Награды и премии

Примечания

Источники