Введение в системный киноанализ

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Введение в системный киноанализ
нем. Einführung in die Systematische Filmanalyse
Автор Гельмут Корте
Переводчик Мария Юдсон, Евгения Смирнова
Место Москва
Издатель Изд. дом Высшей школы экономики
Выпуск 2018
Страниц 360
ISBN 978-5-7598-1103-9

«Введение в системный киноанализ» (нем. Einführung in die Systematische Filmanalyse) — книга немецкого исследователя медиа и кино Гельмута Корте, вышедшая в 1999 году.

Соавторами Корте выступили Петер Дрекслер (нем. Peter Drexler), Ганс-Петер Роденберг (нем. Hans-Peter Rodenberg), Йене Тиле (нем. Jens Thiele), написавшие главы с системным разбором нескольких американских фильмов.

На русском языке книга была издана в 2018 году. Полное название книги на русском — Введение в системный киноанализ с примерами исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996).

Описание

Книга состоит из трёх частей и предисловия:

  1. Восприятие фильма — анализ фильма. Основы
    • Постановка проблемы
    • Фильм, контекст, публика и посыл
    • Системный киноанализ
    • Библиография к первой части
  2. Примеры анализа
    • Исторический контекст и современный зритель. «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони (1969) (Ганс-Петер Роденберг)
    • Повествование в различных медиа. «Мизери». Роман Стивена Кинга (1987). Фильм Роба Райнера (1990) (Петер Дрекслер)
    • Эстетика Голливуда и немецкая история. «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993) (Гельмут Корте)
    • «Поцелуи и стрельба». «Ромео + Джульетта» (Лурман, США 1996) (Йене Тиле)
  3. Небольшая тематическая библиография

В русскоязычном издании книга предваряется предисловием Александра Павлова и предисловием Корте из издания книги 1999 года.

По мнению Павлова:[1]

Книга Корте, выпущенная на русском языке, обнажает и некоторым образом решает очень важную проблему для отечественного киноведения в самом широком смысле слова. Что это за проблема? С фильмом необходимо работать как с эмпирическим материалом, то есть самостоятельным источником, пытаясь увидеть то, что в нем есть на самом деле, а не то, что в нем хотелось бы разглядеть некоторым критикам или теоретикам.

Книга используется в качестве одного из основных источников на бесплатном онлайн-курсе «Анализ фильма» НИУ ВШЭ, подготовленном Виталием Куренным, по предложению которого книга и была переведена на русский язык и опубликована Издательским домом Высшей школы экономики[2].

Издания

На немецком языке
  • Helmut Korte, Peter Drexler, Hans-Peter Rodenberg, Jens Thiele. Einführung in die Systematische Filmanalyse. Ein Arbeitsbuch. — 1999.
На русском языке
  • Корте, Гельмут. Введение в системный киноанализ с примерами исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Лурман, 1996) = Einführung in die Systematische Filmanalyse / Пр. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. вторая, гл. II, III); под науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 360 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1103-9.

Примечания

  1. Павлов А. Анализ фильма: теперь и в России // Введение в системный киноанализ. — Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — С. 23. — 11-24 с. — ISBN 978-5-7598-1103-9.
  2. Анализ фильма (англ.). openedu.ru. Дата обращения: 28 августа 2024.