Ватикиотис, Константинос
Константинос Ватикиотис | |
---|---|
Κωνσταντίνος Βατικιώτης | |
Дата рождения | 1830 |
Место рождения | Порос, Королевство Греция |
Дата смерти | 1881 |
Место смерти | Фессалоники, Османская империя |
Страна | Греция |
Род деятельности | дипломат |
Константинос Ватикиόтис (греч. Κωνσταντίνος Βατικιώτης) — греческий дипломат второй половины XIX века. Был генеральным консулом Греции в Салониках в Османской империи в период 1866—1881 годов. Один из основных организаторов восстания македонян в 1878 году, направленного как против турок, так и против решений Сан-Стефанского мира.
Биография
Ватикиотис родился в 1830 году на острове Порос. Происходил из большого рода Ватикиотисов, ведущего своё начало из Ватика в Лаконии и расселившегося в XVIII веке на островах Порос, Идра и Спеце. Многие члены клана Ватикиотисов прославились на суше и на море в годы греческой Освободительной войны (1821—1829)[1]:Г-22[1]:Г-49[1]:А-268.
Константинос Ватикиотис родился после окончания Освободительной войны. Служил в Генеральном консульстве Греции в египетской Александрии. В 1864 году принял участие во Втором (конституционном) национальном собрании.
В Македонии
В 1866 году Ватикиотис получил назначение на пост генерального консула Греции в столице османской Македонии, городе Фессалоники. Ватикиотис, прибыв в Салоники, «своевременно осознал, как тяжело будет греческому правительству, в создавшихся условиях, защитить интересы эллинизма в Македонии». Ватикиотис пришёл к заключению о необходимости организации самих местных македонян, перед опасностью которая им угрожала[2]:70.
Ватикиотис прибыл в Македонию в разгар восстания на Крите и по причине Критского восстания, через 2 года после его прибытия, в 1868 году, греко-османские дипломатические отношения были прерваны[3]:138. В условиях напряжённых греко-турецких отношений, получила турецкую поддержку болгарская схизма от Константинопольского Патриархата, в результате чего, стремившаяся к автокефалии болгарская церковь, заполучила султанский фирман 28 февраля 1870 года, который использовала для изгнания греческих, или верных Патриархату, священников, при помощи османской жандармерии, на территории Фракии и Македонии.
Ватикиотис писал греческому правительству из Салоник:
«<…> Эта война против греков архиереев является войной против здешнего Македонского эллинизма, и греческое правительство обязано использовать любое располагаемое им средство, во избежание этой величайшей опасности <…>»
Восточный вопрос вступил в новую фазу в 1875 году. Кризис начался с восстания в Герцеговине, перешёл в Боснию, а в апреле следующего года в Болгарию. В июне 1876 года Сербия объявила войну Турции. После первых успехов, сербы понесли поражения. Сербия запросила помощь у Греции, поддерживаемая в этом, по выражению современного английского историка Дакина «панславистами русскими». Греческое правительство, учитывая угрозы турок против греческого населения империи, ещё помня свой печальный опыт времён Крымской войны и отчуждённое от России в результате её новой, панславистской, политики[4]:196, и под давлением европейских держав, в особенности Англии, обещавшей Греции территориальные выигрыши в случае соблюдения нейтралитета, не стало ввязываться в войну[3]:152.
Нейтралитет вызвал протесты как в пределах Греции, так и греческого населения Османской империи[4]:197[3]:153.
На Константинопольском конгрессе (декабрь 1876), стала вырисовываться вероятность предоставления автономии Болгарии[4]:198, куда включались и территории с греческим населением. Это вызвало волнения среди греческого населения, которые возглавил митрополит Салоник Иоаким[3]:155.
В 1876 году, по указанию из Афин, Ватикиотис инструктировал греческих военачальников Олимпа воздержаться от выступления[4]:197.
В апреле 1877 года Россия начала военные действия против Османской империи.
Неудачи русских под Плевной укрепили позиции противников участия Греции в войне и греческие отряды в Македонии получили приказ рассредоточиться.
Ватикиотис со своего поста подбадривал греческое правительство, говоря, что население, включая славяноязычных сторонников Πатриархата, с радостью будет приветствовать вступление греческих войск в Македонию[4]:199. Тем более, писал Ватикиотис, что турки, зная, что греческие партизанские отряды уже вступили в Македонию, приступили к арестам видных греков, аналогично тому что они делали в 1869 году, во время Критского восстания. Турки, совершено обоснованно, подозревали, что греки организовали революционные комитеты, готовые действовать в удобный момент.
Согласно полученным инструкциям, Ватикиотис советовал комитетам ограничить действия, но, одновременно, стал поставлять им оружие[4]:200.
После взятия русскими Плевны, в декабре 1877 года, возобновилась сербо-турецкая война и сербы вновь обратились за помощью к Греции.
Ватикиотис в Салониках и консул Логотетис в Монастире, с помощью митрополита Иоакима и епископов Китра и Иериссос, стали координировать действия македонян на местах, согласно плану разработанного в Афинах. План предусматривал высадку отряда в регионе Олимпа, который должен был соединиться с местными бойцами, перейти реку Алиакмон и провозгласить восстание в регионах Верия-Науса (Иматия) и Эдесса.
Второй отряд должен был высадиться на полуострове Халкидики. Третий отряд должен был высадиться в устье Стримонаса и направиться к Неврокопи и Мелнику. Другие отряды, должны были перейти в Македонию из Фессалии и поддержать выступления вКозани и Кастории. План предусматривал развитие операций на север, вплоть до Охрида. Для обеспечения операций были созданы склады боеприпасов в городах Македонии, создана разведывательная сеть, с центром в Салониках[4]:202. Греческие консулы требовали у своего правительства срочных мер, чтобы упредить амбиции болгар[4]:204.
Однако греческое правительство не торопилось, что привело к его отставке в январе 1878 года. Новое правительство произвело мобилизацию. Греческая армия вошла в Фессалию, но уже вступило в силу русско-турецкое перемирие и после протеста европейских держав армия была отозвана[4]:202[3]:156.
Пиерийское и западномакедонское восстания
Сан-Стефанский мир подписанный в 1878 году игнорировал греческие интересы, предусматривал создание «Великой Болгарии», «которая», согласно Дакину, «сама не приложила особых усилий, для получения своей свободы»[4]:205, включение в новое государство греческих, с точки зрения греков, городов Македонии и Западного Причерноморья. Идеалы панславизма той эпохи поэтически говорили о том, что «От скал Афона вплоть до поморян ………… раскинулись владения славян»[5]. Сан-Стефанский мир не включал скалы Афона (полуостров Халкидики) в новое славяно-язычное государство[6], но греческое население других областей Македонии, принявшее участие во всех греческих революциях с 1770 года и жаждущее воссоединения с Грецией пришло в движение[3]:157. Сан-Стефанский мир вызвал протесты не только греков, но и сербов, которые заявляли, что сербское население и земли попадают под контроль другого государства. Ответом Петербурга было, что сербские интересы отходят на второй план, перед интересами России, которые требуют создание «Великой Болгарии»[4]:206. В январе 1878 года Македонский комитет в Афинах, состоящий из видных македонян, живущих в греческой столице, приступил к координации действий в Македонии[3]:157.
Набор добровольцев производился в основном в городе Аталанти, в квартале Новая Пелла, среди беженцев-македонян, обосновавшихся здесь после поражения греческого восстания в Македонии, в 1854 году. Комитет планировал высадку отрядов на полуострове Халкидики и в устье Стримонаса. В конечном итоге восстание было начато в регионе Олимп-Пиерия, с перспективой охвата Западной Македонии[4]:203[3]:158.
Выбор Пиерии объяснялся не только революционными традициями населения, но также доступом с моря и доступом с суши, через полу-автономную тогда Фессалию. План восстания был одобрен центральным Македонским комитетом, при секретном содействии Ватикиотиса и митрополита Иоакима[3]:159. «Временное Революционное правительство Македонии» было образовано 19 февраля 1878 года, в тот же день когда был подписан Сан-Стефанский мир. На следующий день в состав правительства был включён епископ Николай I Китрский. 22 февраля епископ Николай I Китрский провозгласил революцию в центре своей епископии, в Колиндрос, и вместе с военачальником В. Хостевасом с успехом атаковал турецкий гарнизон. «Временное правительство Македонии» издало прокламацию, которая обращалась к Великим державам и конкретно к консулам России, Франции, Англии, Германии, Италии и США в Салониках[7].
После первоначальных успехов повстанцев, вновь подошедшие османские войска 26 февраля вошли в Колиндрос. Епископ Николай Китрский поджёг сам кафедральный собор, чтобы святые реликвии не попали в руки турок. Сам город был сожжён турками[3]:160. В Западной Македонии повстанцы продолжили войну до подписания перемирия 19 апреля 1878 года. Многие военачальники продолжили военные действия на Олимпе и после перемирия и, не имея ни материальной ни моральной поддержки Греции, ушли в Фессалию.
Действия Ватикиотиса и митрополита Иоакима не остались незамеченными османскими властями. В апреле-мае 1878 года оба были временно отозваны в Афины и Константинополь соответственно[3]:158.
После Берлинского конгресса
Несмотря на поражение, которое сопровождалось разрушением сёл и резнёй, Пиерийское и Западномакедонскοе восстания усилили дипломатическую позицию Греции на Берлинском конгрессе. Ревизия Сан-Стефанского мира была предварительно обговорена секретным англо-русским соглашением от 18/30 апреля 1878 года[8]. Греческая дипломатия, избегая максималистских требований, поставила себе целью на конгрессе получить от турок Крит и территориальные уступки в Эпире. Что касается Македонии и Фракии, основной задачей было не допустить их включение в состав нового болгарского государства, что совпадало с позицией и других европейских государств[4]:207.
По решениям конгресса, Греция получила незначительную коррекцию границ в свою пользу в Эпире и в Фессалии. Ревизия условий Сан-Стефанского мира, чему в определённой мере содействовало и Пиерийское восстание, оставила вопрос обудущем Македонии открытым до Балканских войн 1912—1913 годов[3]:164.
Ватикиотис вернулся к обязанностям консула в Салониках, где и умер через 3 года, в 1881 году[9][10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Δημήτρης Φωτιάδης, Η Επανάσταση του 1821, εκδ. Μέλισσα 1971.
- ↑ Ι. Κ. Μαζαράκης Αινιάν, Ο Μακεδονικός Αγώνας, Δωδώνη Αθήνα 1981
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Κωνσταντίνος Α. Βακαλόπουλος, Επίτομη Ιστορία της Μακεδονίας, Τουρκοκρατία, εκδ. Αδελφών Κυριακίδη, Θεσσαλονίκη 1988
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Douglas Dakin. The Unification of Greece 1770—1923. — ISBN 960-250-150-2
- ↑ [Ян Коллар, Дочь Славы, Песня вторая, сонет 139, Хрестоматия по зарубежной литературе 19-го века, часть I, Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва 1955]
- ↑ [Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985, Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη 2001, σελ. 277].
- ↑ Αυθεντικό Έγγραφο και Πλήρες κείμενο της Προκήρυξης από την Επαναστατική Κυβέρνηση του Λιτοχώρου Архивная копия от 17 января 2012 на Wayback Machine на английском
- ↑ [Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985, Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη 2001, σελ. 278].
- ↑ American School of Classic Studies at Athens . Дата обращения: 10 января 2015. Архивировано 10 января 2015 года.
- ↑ ΟΙΚΟΓΕΝΕΙΑ ΒΑΤΙΚΙΩΤΗ . Дата обращения: 10 января 2015. Архивировано 2 июля 2013 года.