Перейти к содержанию

Васил ибн Ата

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Василь ибн Ата»)
Васил ибн Ата
араб. واصل ابن عطاء
Личная информация
Имя при рождении аль-Газзаль Васил
Отец Ата аль-Газзаль
Богословская деятельность
Оказал влияние мутазилиты
Труды аль-Ма́нзиля байн, Табака́т ахль аль-ильм, ас-Саби́ль и́ля маари́фат, Ат-Таухи́д валь-адль и др.

Абу́ Хуза́йфа Ва́сил ибн Ата аль-Газзаль (араб. واصل ابن عطاء‎; 699, Медина — 748) — один из основоположников мутазилизма.

Биография

Родился в 699 году в Медине. Перебравшись в Басру, стал активным участником кружка Хасана аль-Басри. Однако разойдясь с последним в определении человека, совершившего тяжкий грех, Васил ибн Ата с группой единомышленников покинул кружок[1].

Взгляды

Богословские тезисы Васила ибн Ата вошли в состав «пяти основоположений» мутазилизма. Его политическая позиция характеризовалась отказом от хариджизма и мурджиизма и утверждением того, что в «верблюжьей» (656 г.) и Сиффинской (657 г.) битвах между Али и его противниками одна из сторон была не права — без уточнения, какая именно[1].

Согласно аль-Джахизу, он был первым доксографом, классифицировавшим категории «заблудших» (мулхидун), хариджитов, «крайних» шиитов, хашавитов[1].

Труды

Ему приписывается авторство нескольких сочинений, в том числе «Аль-Ма́нзиля бэйн аль-манилятэ́йн» (араб. المنزلة بين المنزلتين‎), «Ат-Таухи́д ва аль-адль» (араб. التوحيد والعدل‎), «Табака́т ахль аль-ильм ва аль-хакк» (араб. طبقات أهل العلم والحق‎) и «Ас-Саби́ль и́ля маари́фат аль-хакк» (араб. السبيل الى معرفة الحق‎). Последнее сочинение сыграло важную роль в истории мусульманского права: Васил ибн Ата выделил в нём четыре способа познания истины (аль-хакк): через Писание, через достоверное предание, принятое единодушно (хабар муджтама алейхи), через умозрительное доказательство (худжжат акль) и единодушное мнение общины (иджма аль-умма); эти «принципы познания» вдохновили кодификаторов мусульманского права, в частности аш-Шафии, на установление четырёх источников фикха (усуль аль-фикх)[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.48.

Литература