Вапперс, Густав
Эгидиус Карел Густав Вапперс | |
---|---|
Egidius Karel Gustaaf Wappers | |
Дата рождения | 23 августа 1803 |
Место рождения | Антверпен |
Дата смерти | 16 декабря 1874 (71 год) |
Место смерти | Париж |
Род деятельности | живопись |
Эгидиус Карел Густав Вапперс (нидерл. Egidius Karel Gustaaf, baron Wappers; 1803—1874) — бельгийский художник, один из основателей Бельгийской школы живописи.
Биография
Густав Вапперс родился 23 августа 1803 года в городе Антверпене и там же получил художественное образование.
Представил свои картины публике в первые годы провозглашения Бельгии независимым государством. После периода увлечения так называемой псевдоклассической живописью Французской школы Давида, Г. Вапперс, по мнению некоторых искусствоведов, является первым сильным художником, напомнившим своим соотечественникам их национальную фламандскую живопись времен Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка[1].
Его первая картина (1830), изображающая сцену из осады Лейдена испанцами (находящаяся в Гаагском музее), была решительным протестом против классицизма и увлекла много молодых художников на новый путь, указанный исполнителем этого произведения. Выставленный им через три года «Эпизод из бельгийской революции» (находится в Брюссельском музее), отличаясь особою силою натурализма, уходит еще дальше от недавно господствовавшего направления. Полотна художника отличаются точностью рисунка и теплым, блестящим колоритом; содержание их религиозное или историческое; замысел серьёзный и часто глубокий[2].
Как и ван Дейк, он писал портреты, имевшие большой и заслуженный успех; а иногда занимался бытовыми и даже библейскими сюжетами. Его кисти принадлежат такие известные картины, как: «Прощание Карла I с его детьми», «Анна Болейн перед казнью», «Карл IX в Варфоломеевскую ночь», «Людовик XI в Плесси-ле-Туре»[2].
За свои художественные заслуги Вапперс был возведен бельгийским королём в баронское достоинство.
Состоял директором Антверпенской академии художеств и директором Бельгийского национального музея.
Пользовался большим почетом среди современников. Его романтическо-патриотическая, вдававшаяся в мелодраматизм живопись имела значительное, но не благотворное и скоро исчезнувшее влияние на бельгийскую школу.
Среди важнейших произведений художника: «Ван Дейк и его натурщица» (была выставлена в Антверпенском музее), «Пожертвование лейденского бургомистра ван дер Верфа» (1830; в Утрехтском музее), «Эпизод сентябрьских дней» (в Брюссельском музее), «Генофева Брабантская» (1843; в Виндзорском замке); «Защита Родоса» (1848; в Версальском музее), «Материнское счастье» (в Антверпенском музее), «Сретение Господне» (в иезуитской церкви в Антверпене), «Спаситель во гробе» (в церкви св. Михаила в Лёвене)[2].
Густав Вапперс скончался 16 декабря 1874 года в Париже.
Среди его учеников был, в частности, Якобюс-Альбертюс-Михаэль Якобс.
Примечания
- ↑ Фламандская живопись // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Вапперс, Эгидиус Карель Густав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.