Ван Лоо, Шарль Амедей Филипп
Шарль Амедей Филипп ван Лоо | |
---|---|
Charles Amédée Philippe van Loo | |
Дата рождения | 25 августа 1719 |
Дата смерти | 15 ноября 1795 (76 лет) |
Гражданство | |
Жанр | портретист |
Учёба | Королевская академия искусств. Париж |
Шарль-Амедей-Филипп ван Лоо (фр. Charles Amédée Philippe van Loo; 25 августа 1719, Риволи (Пьемонт) — 15 ноября 1795, Париж) — французский живописец академического направления, портретист и мастер аллегорических композиций. Представитель большой семьи художников нидерландского происхождения ван Лоо. Сын Жана Батиста ван Лоо (1684—1745), младший брат Луи Мишеля (1707—1771) и Франсуа ван Лоо (1708—1732)[1].
Биография
Шарль-Филипп ван Лоо, получивший прозвание «Амедей» (от лат. Amo Deus — Любящий Бога), родился и вырос в Италии, жил и работал на юге Франции, в Париже и в Пруссии. Учился у своего отца Жана-Батиста ван Лоо в Турине и Риме. Его мать Маргарет Лебрен была художницей-миниатюристкой. В 1738 году Шарль-Филипп получил Римскую премию Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. Однако он остался в родном городе семьи Экс-ан-Провансе, прежде чем вернуться в Париж в 1745 году. В том же году он женился на своей двоюродной сестре, Мари-Маргарет Лебрен, сестре художника Мишеля Лебрена. В 1747 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры.
Из-за близких родственных связей ему пришлось хлопотать о специальном папском разрешении на брак. В 1748 году он стал художником при дворе Фридриха Великого в Берлине и оставался там до 1758 года, когда прусский король разрешил ему вернуться в родной Париж во время Семилетней войны (в ходе которой Франция и Пруссия воевали друг с другом). После окончания войны в 1763 году он вернулся в Берлин и снова работал для короля Фридриха. После возвращения во Францию в 1769 году он продолжал получать ежегодную пенсию из Пруссии. В Париже регулярно выставлял свои картины в Салоне.
7 июля 1770 года Шарль Филипп ван Лоо был назначен профессором по классу живописи в Школе изящных искусств в Париже, утверждён в этой должности 30 ноября 1794 года.
Творчество
После прибытия в Берлин ван Лоо писал в основном портреты, в том числе для принцессы Амалии Прусской, добившись большого успеха.
В живописи он использовал характерную палитру своего отца — два противоположных доминирующих цвета, а в остальном — относительно нейтральные тона. Ему нравилось использовать приёмы «обманчивого глаза» (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость»). Картины «Камера-обскура» (1764) и «Мыльные пузыри» (1764) также показывают его интерес к научным достижениям того времени. Портрет Фридриха Великого в овальной раме с лавровым венком (на настенном пьедестале, 1767) получил широкую известность благодаря офортам Даниеля Ходовецкого.
Ван Лоо написал два плафона для Мраморного зала Нового дворца в Потсдаме: «Вознесение великого курфюрста на Олимп» (1751, потерян во время войны) и «Введение Ганимеда на Олимп» (1768) площадью 240 м². Это самая большая плафонная картина на холсте к северу от Альп[2]. Работы ван Лоо для Пруссии включают его творчество в ареал академического искусства прусского классицизма.
Галерея
-
Мыльные пузыри. 1764. Холст, масло. Национальная галерея, Вашингтон
-
Камера обскура. 1764. Холст, масло. Национальная галерея, Вашингтон
-
Персей и Андромеда. Ок. 1740. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Диана, обезоруживающая Амура.
-
Портрет маркиза де Сада. 1760. Картон, сангина, пастель
-
Портрет принцессы Вильгельмины Прусской 1767. Холст, масло. Фонд прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга
-
Портрет Марии Лещинской, королевы Франции. Ок. 1730 г.
Примечания
Литература
- А. Плюшар. Энциклопедический лексикон, том 8. — Типография А. Плюшара; С.-П., 1837 — с. 242 (Карлъ-Амедей-Филиппъ Ванлоо).