Вальцель, Оскар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оскар Вальцель
Oskar Walzel
Имя при рождении Оскар Вальцель
Дата рождения 28 октября 1864(1864-10-28)
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Дата смерти 29 декабря 1944(1944-12-29) (80 лет)
Место смерти Бонн, Германия
Научная сфера литературоведение
Место работы Бернский университет, Дрезденский технический университет, Боннский университет
Альма-матер Венский университет
Учёное звание профессор
Награды и премии Sächsische Medaille Bene merentibus (Саксонская медаль Добрых заслуг, 1914), Ritterkreuz der Sächsischen Verdienstordens (Рыцарский крест за заслуги перед Саксонией, 1915)

Óскар Вáльцель (нем. Oskar Walzel; 1864—1944) — австрийский и немецкий литературовед, профессор, преподаватель в университетах Берна, Дрездена и Бонна.

Биография

Родился в Вене 28 октября 1864 года. Был сыном известного немецкого фельетониста и либреттиста Камилло Вальцеля. В 1883—1888 гг. учился в университетах Вены и Берлина[1]. В 1894-м получил хабилитацию в родной Вене. В 1897-м был приглашён на преподавательскую работу в Бернский университет, а в 1907-м стал преемником Адольфа Штерна в университете Дрездена. С 1921 года преподавал в Боннском университете. В 1933-м стал заслуженным профессором, но продолжал читать лекции.

В 1936 году, после прихода к власти в Германии нацистов, был уволен из университета из-за тесной связи с евреями. Умер 29 декабря 1944-го во время бомбёжки при до конца не выясненных обстоятельствах. Похоронен в Бонне, на Южном кладбище (Bonner Südfriedhof). Его жена, еврейка по национальности, в том же году была отправлена в концлагерь Терезиенштадт, где впоследствии скончалась.

Научная деятельность

Находясь под влиянием В. Дильтея, Вальцель в своих работах связывает явления художественной литературы с направлением философской мысли в данный период времени. Это прослеживается в его трудах о немецком романтизме, Ф. Шиллере, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинге, Ф. Шлегеле, Рикарде Гух и др., в которых автор изучает возникновение отдельных литературных жанров, ставит вопросы теории новеллы, драмы, лирики. Одной из основных книг, посвящённых этим проблемам, является «О творческой жизни в XVIII и XIX веках» (Vom Geistesleben des XVIII und XIX Jahrhunderts). В 1916—1917 Вальцель обращается в основном к методологическим проблемам литературоведения; здесь он опирается на два принципа: во-первых, это классификация произведений искусства по их стилевой принадлежности, напр., к ренессансу или барокко, во-вторых — это принцип взаимодействия искусств. Свои взгляды на методологию он изложил вначале в докладе, изданном в 1917-м, под названием «Взаимодействие искусств» (Wechselseitige Erhellung der Künste), затем детализировал в издаваемой им истории всемирной литературы «Handbuch der Literaturwissenschaft» — «Содержание и форма в произведении писателя» (Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, 1923).

Вальцель рассматривает литературные явления преимущественно с формальной стороны и классифицирует литературные произведения по формальным признакам. У него «воля к форме» (Formwille) является главным фактором эволюции литературы. По его мнению, форма художественного произведения выражает метафизическую абсолютность, определяет единство произведения, а потому изучение последнего должно происходить прежде всего с формальной стороны.

Следуя принципу единства законов художественной формы для всех искусств, Вальцель предлагает использовать в анализе текстов музыковедческие и искусствоведческие приёмы. Это описано в книгах «Содержание и форма в произведениях писателя» и «Произведение словесного искусства: Способы его исследования» (Das Wortkunstwerk: Mittel seiner Erforschung, 1926).

По Вальцелю, искусство, как и философия, является самостоятельным выражением сущности жизни и образует параллельное с философией направление человеческого познания. Исследуя литературное произведение, необходимо рассматривать его художественный образ, складывающийся из формы и содержания, а в анализе художественного творения определяющим является лишь имманентная сущность произведения, при этом ни художник, ни окружающие не имеют значения.

Несмотря на некоторую обоснованность своих философских воззрений, Вальцель не в состоянии решить целый ряд проблем. Например, он не отвечает на вопрос о принципах взаимоотношения формы и содержания. Определяя форму как основополагающее свойство произведения, он в то же самое время провозглашает единство формы и содержания. Также он бессилен дать приемлемое обоснование установленным им самим типам художественного и литературного творчества. Тем не менее, не лишены актуальности его исследования в области повествовательной организации художественного текста. Также Вальцель одним из первых поднял вопрос о значении несобственно-прямой речи в структуре европейского романа.

Сочинения

  • Deutsche Romantik, 1908.
  • Leitmotive in Dichtungen, 1917
  • Die deutsche Dichtung seit Goethe Tod, 1920.
  • Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, 1923.
  • Das Wortkunstwerk, 1926
  • Florenz in deutscher Dichtung, Кёльн, 1937
  • Wachstum und Wandel. Lebenserinnerungen; Erich Schmidt Verlag. Берлин, 1956.


Издания
  • Handbuch der Literaturwissenschaft; под ред. Оскара Вальцеля, 1938.

Примечания

  1. Вальцель Оскар (недоступная ссылка). Энциклопедия Knowledge

Ссылки

Литература

  • Запровская А. Вальцель // Литературная энциклопедия: в 11 т. — М.: Ком. Акад., 1929—1939. — Т. 2, с. 93—95.
  • Festgabe für Oskar Walzel, überreicht von seinen Schülern zur Feier des 65. Geburtstages. Bonn, 1929. Nachlass Walzel II. Universitäts- und Landesbibliothek Bonn.
  • Naderer K. O. Oskar Walzels Ansatz einer neuen Literaturwissenschaft. Bonn, 1993. ISBN 3-928799-12-6.