Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот | |
---|---|
Jean-Baptiste Vallin de la Mothe | |
Основные сведения | |
Страна | Франция |
Дата рождения | 1729 |
Место рождения | Ангулем, Франция |
Дата смерти | 7 мая 1800 |
Место смерти | Ангулем, Франция |
Работы и достижения | |
Работа в городах | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Классицизм |
Важнейшие постройки | Новая Голландия, Академия Художеств, Большой Гостиный двор, Северный павильон Малого Эрмитажа |
Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламо́т (фр. Jean-Baptiste Michel Vallin de la Mothe; 1729, Ангулем, Франция — 7 мая 1800, там же) — французский архитектор, первый в России профессор архитектуры Императорской Академии художеств.
Учился у своего кузена архитектора Ж. Ф. Блонделя.
В 1759—1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге. C 1759 года — профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 года — придворный архитектор[1]. В 1775 году уехал во Францию.
Биография
До приезда в Россию
По материнской линии Валлен-Деламот происходил из знаменитого рода Блонделей. Окончив учёбу в Париже в 1750 году, по протекции своего двоюродного брата Жака Франсуа Блонделя он поступает во Французскую Академию в Риме[2]. Сохранившаяся переписка позволяет сделать вывод, что юный французский архитектор питал истинную страсть к Палладио и его последователю Скамоцци.
По возвращении во Францию в начале 1753 года Валлен-Деламот обосновался в Париже и до 1756 года, когда дядя его скончался, работал под началом последнего (Франсуа Блондель много строил в Париже, Руане и Женеве). Среди редких следов деятельности Валлена-Деламота во Франции — описание проекта площади Людовика XV, опубликованное в 1754 году в журнале «Mercure de France»[3].
Профессор Российской Академии художеств
В 1756 году была создана Российская Академия художеств, и проект её здания был заказан Ж.-Ф. Блонделю. Основатель Академии И. И. Шувалов в это же время искал во Франции преподавателя архитектуры для нового заведения; кандидатуру Валлен-Деламота подсказали ему Блондель и Ж.-Ж. Суффло. В 1759 году Валлен-Деламот был приглашён в качестве профессора для преподавания в архитектурном классе. Согласно заключённому контракту он обязался не только обучать архитектуре воспитанников Академии, но и разрабатывать порученные ему проекты. До приезда Валлен-Деламота архитектурный класс возглавлял Кокоринов, не имевший профессорского звания. Валлен-Деламоту принадлежала ведущая роль в подготовке будущих архитекторов. Он вёл проектирование в старших классах.
Само же здание Академии художеств и должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан Валлен-Деламотом со значительным увеличением объёмов. Валлен-Деламот разработал также все детали интерьера[4]. Невиданное до того здание учебного художественного заведения стало образцом для будущих поколений зодчих. Впрочем, деятельность Валлен-Деламота далеко не у всех вызывала одобрение:
Я предвижу, что век спустя Петербург будет великолепен, но поднимется по меньшей мере на две сажени и потому огромные дворцы не рухнут за недостатком свай. Воспретят варварскую архитектуру, занесённую французскими зодчими, коим только кукольные домики строить, не станет г-на Бецкого, человека, впрочем, неглупого, и более не будут предпочитать Растрелли и Ринальди какого-нибудь парижанина Ла Мота, который изрядно подивил Петербург, соорудив дом в четыре этажа, где была та, по его разумению, великая достопримечательность, что нельзя было ни увидеть, ни догадаться, где лестницы.
Возвращение во Францию
В 1775 году Валлен-Деламот покидает Россию и возвращается во Францию. Живёт в Лионе, где проектирует и строит собственный дом. Но в связи с тяжёлой болезнью и обнищанием он в начале 1782 года вынужден был переехать в родной город Ангулем, где и прожил свои последние годы до кончины 7 мая 1800 года[6].
Проекты
Валлен-Деламот зачастую выполнял только лишь проект здания, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. Сохранившийся во Франции архив его работ даёт возможность оценить творчество зодчего[7]. Возведённые по проектам Валлен-Деламота здания — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс. В творческом почерке мастера угадывается стремление к палладианству.
- Большой Гостиный двор (1761—1785)
- Католический храм Святой Екатерины на Невском проспекте (1763—1783)
- Дворец графа К. Г. Разумовского (1762—1766)
- Дворец графа И. Г. Чернышёва (1762—1768) (не сохранился, см. Мариинский дворец)
- Здание Академии художеств (1764—1788)
- Проект фасадов Новой Голландии и её арки (1765—1780, совместно с С. И. Чевакинским)
- Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)
- Здание Вольного экономического общества на углу Невского пр. и Дворцовой площади (1768—1775) (не сохранилось, см. Здание Главного штаба)
- Юсуповский дворец на Мойке 1770-е
- гетманский дворец (не сохранился) в городе Почепе Брянской области (1760-е)
- Загородная усадьба графа И. Г. Чернышёва (1760-е)
Работал в Зимнем дворце, обустраивая интерьеры в юго-восточной части для только что взошедшей на престол Екатерины II (в том числе опочивальня, будуар, кабинет, ванная). По рисункам Валлен-Деламота создаются верстовые столбы[8].
Примечания
- ↑ Рославлев, 1925, с. 48—49.
- ↑ Palmer, 2020, с. 303.
- ↑ Ольга Медведкова. До приезда в Россию: Валлен-Деламот и конкурс на проект площади Людовика XV // Пинакотека : журнал. — 2001. — № 13—14.
- ↑ Шуйский В. К. Зрелое русское барокко и ранний классицизм. — СПб.: Белое и Черное, 1997. — С. 73—83
- ↑ Джакомо Казанова, великий соблазнитель - Великая оргия (недоступная ссылка)
- ↑ В. К. Шуйский. Зрелое русское барокко и ранний классицизм. — СПб.: Белое и Чёрное, 1997. — С. 73—105. — 155 с.
- ↑ Проекты находятся в собрании Музея департамента Шаранты в Ангулеме и частном собрании наследников Поля Абади в Париже
- ↑ Верстовые столбы Царскосельской перспективы на сайте tsarselo.ru . Дата обращения: 26 марта 2012. Архивировано 19 июля 2014 года.
Литература
- Рославлев М. И. "Старый Петербург" — "новый Ленинград". — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 48—49. — 132 с.
- Palmer, A. Исторический словарь Искусства и Архитектуры в Неоклассическом стиле = Historical Dictionary of Neoclassical Art and Architecture (англ.). — London: Rowman&Littlefield, 2020. — P. 303.