Перейти к содержанию

Важинский, Евгений Иванович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Иванович Важинский
Дата рождения 1889(1889)
Место рождения Киев Российская империя
Дата смерти 8 августа 1938(1938-08-08)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности автомобилестроение
Отец Иван Важинский
Мать Антонина Михайловна
Супруг Татьяна Николаевна

Евгений Иванович Важинский (1889, Киев — 8 августа 1938, Москва), российский конструктор-автомобилист, главный конструктор автозавода имени Сталина (1938)[1].

Биография

Родился в 1889 году в Киеве. Происходил из мещанской семьи, по национальности русский.

После окончания гимназии поступил в на физико-математический факультет Киевского университета им. Т. Г. Шевченко, где проучился два года. Затем увлекся автомобилями и сменил учебное заведение[2].

В 1915 окончил Киевский политехнический институт по специальности инженер-технолог.

Служил в РИА — в 1916 году произведен в чин прапорщика.

В годы Первой мировой войны служил в армии прапорщиком, получил тяжелое ранение.

В 1917 возглавил тыловые автомастерские в Севастополе. В октябре 1919 года Киевская судебно-следственная комиссия установила, что он ранее состоял казначеем-квартирмейстером при роте связи в Красной армии, но поскольку Важинский был на эту должность мобилизован и не принадлежал к партии большевиков, то следствие прекратили[3].

С 1917 по 1920 год служил в Белой армии — последовательно: у гетмана Скоропадского, Петлюры и в армии Деникина, 9 месяцев служил у Врангеля. Везде он занимался одним и тем же — ремонтом автомобилей механиком в автомастерской. После поражения белых остался в Крыму. В 1920 году два раза арестовывался ВЧК. 1923 году был выслан из Севастополя и приехал в Москву, где поступил на завод АМО — будущий ЗИС.

В 1923 был принят в конструкторское бюро завода АМО. Занимался разработкой автомобиля АМО-Ф-15. Ему принадлежит проект заднего моста, благодаря которому возросла грузоподъемность автомобиля.

В 1931 году занял пост заведующего конструкторской секцией, в 1935 году был назначен главным конструктором, в 1937 году, перед арестом, — понижен до заведующего отделом шасси. Затем — заместитель начальника конструкторского отдела автозавода имени Сталина.

Под руководством Важинского были созданы такие знаменитые модели, как АМО-2, АМО-3, ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-101 и др[4].

Арест, расстрел, реабилитация

В справке на арест приводятся цитаты из допроса Иванова от 16 декабря 1936 года, где Иванов сообщает о вредительской деятельности и антисоветских высказываниях:

«Важинский враждебно относился к советской власти, с озлоблением отзывался о вождях партии и советского правительства. Важинский говорил, что советская власть хочет уничтожить всю старую интеллигенцию. Важинский, так же как и я, считал, что наиболее приемлемой политической системой для России должен быть фашизм».

[5]

Справку составили 21 января 1938 года. Арестовали Важинского 2 февраля 1938 года в собственной квартире. Проживал он вместе с женой Татьяной Николаевной по адресу улица Симоновский Вал, дом 1а, квартира 4.

Через день 3 февраля Важинский написал заявление, где признавался во вредительстве и небрежном отношении к разработке газогенераторных и дизельных автомобилей, но с уточнением: «занимался трудностями внедрения легковой автомашины, не проявил нужного внимания». Важинский называл себя антисоветским человеком и каялся в том, что вел с Ивановым и Заславским разговоры на антисоветские темы.

Заканчивалось заявление признанием:

«Я виню себя в том, что не работал над своим политическим воспитанием и в результате был втянут в контрреволюцию и оказался участником вредительства. Прошу верить в искренность моего желания исправиться и честной работой искупить свою вину перед Родиной»

[6]

.

До суда ему дожить не довелось. Финалом трагедии стал акт, подписанный начальником тюремной канцелярии:

«Арестованный 16/22 Важинский Евгений Иванович, 49 лет, находился на излечении в больнице Бутырской тюрьмы с 2/VII по 8/VIII с.г. по поводу реактивного состояния /психиатрическое отделение/. 8/VIII-1938 в 15 час. умер при явлениях общего упадка сил и паралича сердца»

В 1956 году посмертно реабилитирован.

Семья

  • Мать — Антонина Михайловна (1864 года рождения)
  • Брат — Георгий Иванович (1880 года рождения)
  • Жена —Татьяна Николаевна

См. также

Примечания

Ссылки