Бьерринг, Николас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Николас Бьерринг (англ. Nicholas Bjerring; 14 июня 1831, Вайле, Дания — 10 сентября 1900, Нью-Йорк) — американский религиозный деятель датского происхождения, в 1870—1884 годы — православный священник, устроитель первого православного прихода в Нью-Йорке, переводчик богослужебной литературы на английский язык. Сыграл большую роль в ознакомлении Епископальной церкви в США с православием. Он предпринял, в частности, издание на английском языке журнала, посвящённого жизни Православия в Америке[1].

Биография

Родился 14 июня 1831 году[2] в семье крупного чиновника в городе Вайле, Дания. Изучал философию и теологию в университете в Бреслау (ныне Вроцлав). Занимал различные должности в римско-католических школах в Европе и выполнял несколько раз миссионерскую работу в Лапландии[3].

Впервые заинтересовался Православием через чтение журнала «Христианское Единство» (фр. l’Union Chrétienne) издаваемого бывшим французским иезуитом обратившимся в Православие, архимандритом Владимиром (Гетте), и русским священником Иосифом Васильевым.

В 1868 году был назначен профессором философии и истории в старейшей римо-католической семинарии в Америке — Семинарии святой Марии в Балтиморе, штат Мэриленд. Был женат, к 1870 году имел трёх детей[3].

После принятия догмата о папской непогрешимости на I Ватиканском Соборе, покинул католическую церковь, направив 24 января 1870 года письмо протеста папе Пию IX. Уже в этом послании он заявлял о своём убеждении, что истинная вера сохраняется только в Православии.

В январе того же года Святейший Синод, получив его прошение о крещении, вызвал его в Россию. 3 мая 1870 года был присоединён к Русской православной церкви в храме Санкт-Петербургской духовной академии. 6 мая 1870 года митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) был рукоположён в сан диакона, а 9 мая того же года — в сан священника[3].

17 мая 1870 года отслужил свою первую литургию в академическом храме на немецком языке. Синод поручил ему основать приход в Нью-Йорке, о чём ещё в 1864 году поступало прошение от Русско-греческого комитета Епископальной церкви, заинтересованного в исследовании православного богослужения. Летом 1870 года возвратился в США. В том же году основал в Нью-Йорке домовую церковь, ставшую первым русским православным приходом на восточном побережье[3]. Храм размещался в частном доме на 2-й авеню. За исключением Аляски этот православный приход стал третьим в США, ранее были созданы приходы в Сан-Франциско и Новом Орлеане[4]. Церковь называлась «консульской» так как создавалась для персонала российского консульства в Нью-Йорке. Однако, подобно Сан-Францисскому приходу, община на деле объединяла разноплемённых православных иммигрантов Нью-Йорка, включая греков, сербов и арабов. Богослужения совершались попеременно по-английски и по-церковнославянски. Псаломщиками на приход присылали лучших студентов Санкт-Петербургской духовной академии. С 1870 по 1880 год на приходе было 55 крещений, 12 венчаний, 14 отпеваний (панихид), 4 перехода в православие[3].

Духовная жизнь православного прихода в Нью-Йорке отличалась широкой экуменической открытостью. Тот же Смирнов, исполнявший обязанности псаломщика православного храма в Нью-Йорке, неоднократно писал о развитии отношений с духовенством Епископальной Церкви. "Епископальные священники обнаруживают к Православной Церкви более чем дружеское расположение. Некоторые из них и из их прихожан поспешили уже познакомиться с Николаем Бьеррингом с целью ближайшего ознакомления с догматами и обрядами нашей Церкви и высказывали глубокое сочувствие к ним. Отец Николай Бьерринг отвечал представителям Епископальной Церкви взаимной симпатией. По сообщению одного из русских публицистов, находившихся в то время в Нью-Йорке, в 1871 года Николай Бьерринг принял участие «в полном облачении в религиозной процессии, устроенной в один из праздников Епископальной Церковью»[5].

Имея широкие знакомства в американском обществе (например, был лично знаком с бывшим президентом США Улиссом Грантом), много сделал для ознакомления американских интеллектуалов с православием. В 1870-х годах был посетителем Нью-Йоркского салона Хамерсли, читал многочисленные лекции в школах и училищах, выступал в учёных кружках и принадлежал к ряду клубов и обществ. Поддерживал особо тесные связи с Епископальной церковью, вёл переписку с американскими римо-католиками. Развил заметную переводческую и издательскую деятельность, предоставляя англоязычной публике доступ в первую очередь к православным богослужебным чинам. Одним из наиболее известных его трудов было издание с ноября 1879 по октябрь 1881 года англоязычного «Журнала Восточной Церкви» (The Oriental Church Magazine). Издаваемый им журнал способствовал пробуждению интереса среди богословов Епископальной Церкви к изучению православного богословия[5]. В 1884 году он собрал все переводы богослужений на английский язык, публиковавшиеся в его «Журнале Восточной Церкви», и издал их отдельной книгой[6].

В январе 1881 года, вместе с рядом русских жителей Нью-Йорка, учредил Русское благотворительное общество для помощи местным малоимущим русским. Состоял президентом этого общества.

Русская православная церковь в то время ещё не была готова к миссионерству в самих Соединённых Штатах, где она оказалась в непривычных для себя политических, культурных к религиозных условиях[6]. Сам Бьерринг время священства в Нью-Йорке не приветствовал обращения в православие, видя свою роль в налаживании добрых связей с протестантами[7]. Из-за этого его приход не рос. Когда Святейший Синод в 1883 году прекратил финансирование Нью-Йоркского домового храма и призвал Бьерринга стать профессором в Санкт-Петербургскую духовную академию, тот отказался, заявив что желает остаться американским гражданином.

В 1883 году он покинул Церковь и перешёл в пресвитерианство, став там пастором. Разочаровавшись и на этом поприще, к перешёл в 1899 году в римо-католиком, куда был принят как мирянин. В этом качестве он и скончался 10 сентября 1900[4]

Труды

Переводчик
  • «Office for Admission and Reception of Converts into the Orthodox Eastern Church», 1872 (в 1875 переизд. в Лондонском «The Orthodox Catholic Review») — вероятно перевод с немецкого, по изданию о. Тарасия Серединского.
  • Basaroff, Very Rev., «The Russian Orthodox Church», 1873.
  • Anatolius, Bp. of Mogilev, «The Greek Catholic Faith», 1873.
  • Basaroff, Very Rev., «Sacrament of Matrimony», 1876 (в 1876 переизд. в Лондонском «The Orthodox Catholic Review»).
  • «The Offices of the Oriental Church, with an Historical Introduction», Anson D. F. Randolph & Company 1884 — сборник переводов православных богослужений на английский язык, ранее публиковавшиеся в его журнале.
Издатель
  • «The Divine Liturgies of our Holy Fathers John Chrysostom and Basil the Great» [trans. Fr. Harherly], 1873.
  • «The Oriental Church Magazine», Nov. 1879-Oct. 1881.
Статьи
  • «Religious Thought in the Russian Empire» // Presbyterian and Reformed Review, January 1892.

Примечания

  1. Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения: 13 апреля 2015. Архивировано 27 июля 2015 года.
  2. Marie Bjerring - Исторические записи и семейные деревья - MyHeritage. Дата обращения: 15 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Orthodox America 1794—1976. Development of the Orthodox Church in America, C. J. Tarasar, Gen. Ed. 1975, The Orthodox Church in America, Syosett, New York, p. 39-41
  4. 4,0 4,1 This week in American Orthodox history (Sept. 10-16) - Orthodox History. Дата обращения: 15 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  5. 5,0 5,1 * Августин (Никитин), архим., «Обзор церковных связей Русской Православной и Американской епископальной Церквей с конца XVIII по конец XIX в.,» «XVIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 9-11 октября 2007», секция "Православие и протестантизм: Поиск традиции и её свидетельство, " 140—141
  6. 6,0 6,1 Православная Церковь В Америке. Дата обращения: 15 декабря 2017. Архивировано 1 июня 2018 года.
  7. Atlas Excerpt #3: The First Two Convert Priests - Orthodox History. Дата обращения: 15 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.

Литература

  • Herbel Oliver, Fr., «A Catholic, Presbyterian, and Orthodox Journey: The Changing Church Affiliation and Enduring Social Vision of Nicholas Bjerring», Journal for the History of Modern Theology/Zeitschrift für Neuere Theologiegeschichte, 14:1 (2007), 49-80.
  • Orthodox America 1794—1976 Development of the Orthodox Church in America, C. J. Tarasar, Gen. Ed. 1975, The Orthodox Church in America, Syosett, New York
  • Abramtsev David, Fr., «Father Nicholas Bjerring», Tarasar, Constance J., «Orthodox America 1794—1976. Development of the Orthodox Church in America», Syosett, New York, The Orthodox Church in America, 1975, 40-41.
  • Namee Matthew, «Ten Interesting Facts about the History of Orthodox Christianity in the USA,» in Krindatch Alexei, ed., «Atlas of American Orthodox Christian Churches», Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 2011, 22.
  • Inside Bjerring’s chapel