Перейти к содержанию

Бунаков, Николай Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Фёдорович Бунаков
Место рождения Вологда
Место смерти Петербург
Страна Подданство  Российская империя
Научная сфера педагогика
Альма-матер -
Известен как выдающийся педагог

Николай Фёдорович Бунаков (1837—1904) — русский педагог.

Биография

Николай Бунаков родился 26 ноября 1837 года в городе Вологде. После домашнего воспитания окончил курс Вологодской классической гимназии.

Преподавал русский язык в Вологодском уездном училище, в Воронежском кадетском корпусе, сотрудничал с воронежским научным журналом «Филологические записки». Одновременно организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения, разрабатывал методику преподавания в ней.

Был руководителем учительских съездов и курсов[1]. Руководил 11-ю учительскими съездами. В 1872 г. читает лекции по методике обучения родному языку на съезде учителей.

Из-за политической неблагонадёжности его отстраняют от организационно-педагогической деятельности, и он переезжает в Воронеж в село Петино, где на свои средства открывает начальное народное училище. Училище было трёхлетним, с пришкольным интернатом. Из выпускников училища создал самодеятельный крестьянский театр.

Умер в Санкт-Петербурге 8 (21) декабря 1904 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище[2].[3].

Трудовое воспитание

Отмечал что основное начало разумной жизни для человека есть труд. «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью». В работах Бунакова показано что школа должна развивать в своих учениках любовь и уважение к труду как в интересах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще. Бунаков считал что учащийся может полюбить труд посильный и интересный. Чтобы ученик полюбил учение — этот труд, на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще, необходимо чтобы учение соответствовало силам и возрасту учащихся. Поэтому ученики должны с первого раза почувствовать и постоянно сознавать, что они собираются в школу трудиться, заниматься серьёзным и важным делом. По мнению Бунакова если с первого раза школьное дело представится, во — первых, серьёзным, во — вторых, интересным, занимательным, если затем учитель сумеет как можно чаще повторять такое впечатление — в душе маленького ученика накопится масса таких ощущений, которые в результате дают представления об учении как деле важном и занимательном.[4]

Народность в воспитании

Могила Н. Ф. Бунакова на Литераторских мостках

Бунаков считал, что важным мотивом в жизни человека является сознание себя гражданином страны и стремление к пользе своего отечества как к личной выгоде. Он отмечал, что школа имеет довольно случаев (случаев чего?) и должна поддерживать в учениках чувство народности. К этому ведёт изучение родной природы, отечественной географии и истории, изучение родного языка и поэтического материала, носящего на себе яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни. При этом Бунаков не противопоставлял идею народности в воспитании, общечеловеческому воспитанию. По его мнению, не нужно искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им всё отечественное преувеличенно прекрасным. По его мнению, разумные педагоги, просвещая умы воспитанников европейской наукой, насколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должны развивать и вообще любовь человека в обширном смысле слова[5].

Вклад в развитие российской педагогики

Развивал идеи К. Д. Ушинского: подробно разработал методику объяснительного чтения, в соответствии с дидактическими и методическими установками Ушинского, усовершенствовал её.[6] Был сторонником демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Считал, что неграмотность является величайшей бедой и несчастьем народа. Успех борьбы с этой бедой зависит от расширения сети народных школ и организации обучения в них. Разработал методику и содержание начального образования; кроме счёта, письма и чтения учебный план его училища включал сведения о природе, географии, истории и литературе, светское пение, огородничество и садоводство. Важнейшим делом считал подготовку народных учителей и увеличения их числа в школах вдвое. Считал, что общественная и частная инициатива должны иметь полную свободу в устройстве народных школ.

Труды

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С.342.
  2. Могила Н. Ф. Бунакова на Волковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 октября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. После революции могила была разграблена, как писала "Красная панорама" в 9-ом номере от 28 февраля 1925г., в статье "Литераторские мостки": "Провалившиеся склепы (некоторое время череп Н.Ф. Бунакова валялся на поверхности земли) засыпаны землёй…"
  4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 129.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы.- М., 2003.
  6. Константинов Н. А. , Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики.- М., 1982 .

Литература

  • Бунаков, Николай Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 129.
  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы.- М., 2003.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.

Ссылки