Перейти к содержанию

Бумажный мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бумажный мост
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекает Бумажный канал
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал железобетон
Число пролётов 3
Общая длина 29,7 м
Ширина моста 19,3 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
Е. А. Болтунова, архитектор
Л. А. Носков
Открытие 1795, 1963
Закрытие на реконструкцию 1823, 1862, 1868, 1888, 1899, 1928, 1949, 1962—1963
59°54′22″ с. ш. 30°15′43″ в. д.HGЯO

Бума́жный мост — автодорожный железобетонный балочный мост через Бумажный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Расположен по оси Лифляндской улицы, рядом с парком Екатерингоф. Ниже по течению находится Сутугин мост.

Название

В первые годы после постройки мост назывался Лодеровым (Лодеровским) — по фамилии владельца дворового места, выходившего на левый берег Бумажного канала. С 1836 по 1846 года мост также назывался Екатерингофским, иногда — Сутугинским[1]. Современное название известно с 1857 года[2] и дано по бумажной фабрике, находившейся в этом районе с петровских времен[3].

История

Первый мост на этом месте был построен до 1795 года. В 1823 году по проекту инженеров П. П. Базена, А. А. Бетанкура и Б. Э. Клапейрона сооружён деревянный арочный однопролётный мост. Конструкция пролётного строения была выполнена аналогично конструкциям арок Каменноостровского моста через Малую Невку[4]. Во время наводнения 1824 года, по оценке М. П. Сакера, мост сдвинуло с места на 1,8 м[1].

В 1862 году он был перестроен в трехпролётный деревянный с центральным подкосным и боковыми балочными пролётными строениями[5][4]. Мост неоднократно ремонтировался: в 1868[6][7], 1887[8], 1898—1899[9] годах. К 1903 году длина моста составляла 21,7 м, ширина — 22,75 м[10].

В связи с прокладкой по мосту трамвайных путей была усилена центральная часть моста. В 1928 году выполнен очередной ремонт моста[5].

В 1949 году деревянные пролётные строения заменены металлическими по проекту инженеров А. Д. Саперштейн и П. М. Блохина[11]. Существующий мост построен в 19621963 годах по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова[12]. Строительство моста осуществляло СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера В. К. Кириллова[4].

Конструкция

Мост трёхпролётный железобетонный, балочно-неразрезной системы. Балки пролётного строения сборные двутавровые из преднапряжённого железобетона. Устои и промежуточные опоры железобетонные, на свайном основании, без облицовки. Длина моста 29,7 м, ширина — 19,3 м[12][4].

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 2 полосы для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие на проезжей части и тротуарах асфальтобетонное. Тротуары отделены от проезжей части парапетным ограждением. На мосту установлено чугунное перильное ограждение, завершающееся на устоях гранитными тумбами.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Ходанович, 2013, с. 210.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 30. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 310. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Богданов, 2016, с. 121.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 Ходанович, 2013, с. 211.
  6. О работах, которые необходимо произвести по капитальной перестройке Бумажного моста в Екатерингофе // ЦГИА СПб. Фонд 787. Опись 3. Дело 4. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  7. Отчёт С.-Петербургской городской управы за 1875 год. — СПб., 1876. — С. 112—113. Архивная копия от 25 июня 2021 на Wayback Machine
  8. О строительных работах на Бумажном мосту // ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 118. Дело 494. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  9. По ремонту и капитальной перестройке Бумажного моста // ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 119. Дело 318. Архивировано 16 апреля 2021 года.
  10. Инвентарь недвижимых имуществ города С.-Петербурга. — СПб., 1903. — С. 214—215. Архивная копия от 25 июня 2021 на Wayback Machine
  11. Ходанович, 2013, с. 212.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Степнов, 1991, с. 313.

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — С. 121. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Ходанович В. И. Екатерингоф. От императорской резиденции до рабочей окраины. — М.: Центрполиграф, 2013. — 704 с. — ISBN 978-5-227-04587-4.

Ссылки