Бумага для заметок

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Липкая бумага для заметок — небольшие листки, на которые с одной стороны узкой полоской нанесён специальный клей, обычно жёлтого цвета. Они склеены в виде блокнота, отдельные листки из которого легко отрываются и могут быть приклеены к каким-либо предметам, а в дальнейшем сняты с них, не оставив никаких следов. Как правило, она используется для коротких записок и напоминаний.

Впервые такую самоклеящуюся бумагу для заметок начала производить американская компания 3M, под торговой маркой Post-it. В 1968 году работавший в компании 3M химик Спенсер Сильвер случайно[1] изобрел плотный клей, который не впитывался в поверхность бумаги и не оставлял следов. Изобретение оставалось невостребованным (сам Сильвер безуспешно предлагал в 1973 году использовать клей для поверхности доски объявлений[1]), пока Арт Фрай, сотрудник той же фирмы, певший в церковном хоре, не стал приклеивать на это вещество закладки в своём молитвеннике. Он быстро понял, что клей надо наносить не на поверхности, к которым приклеивается бумага, а на саму бумагу. 3M в то время поддерживала узаконенную «работу на себя»: сотрудник мог использовать часть своего рабочего времени и оборудование компании, чтобы выполнить инициативный проект (результаты его работы по-прежнему принадлежали компании, но в случае успеха сотрудника ждало материальное поощрение). В 1974 году Фрай использовал эту возможность и разработал первую клейкую бумагу для заметок под названием англ. Press-and-Peel. Результаты маркетинга были удручающими, но начальники Сильвера, Дж. Николсон (англ. Geoff Nicholson) и Дж. Рами (англ. Joe Ramey) были уверены в том, что отдел маркетинга провалил свою работу и настояли на новой попытке, «Блитц в Бойсе», когда огромное количество бесплатных образцов было роздано в городе Бойсе. Результат превзошёл все ожидания: доля повторных заказов (количество людей и предприятий, которые заказали продукт после ознакомления с образцом) превысил 90 % — вдвое больше, чем когда-либо в истории 3М[1]. С 1980 года такая бумага для заметок под новым названием стала продаваться на всей территории США, а через год появилась на канадском и европейском рынке. В 1999 г. журнал Fortune включил её в список важнейших изобретений XX века[2].

Классическая бумага для заметок по-прежнему производится компанией 3M под маркой Post-it. Она жёлтого цвета и имеет размеры 76 на 76 мм. Существуют и аналоги от других производителей.

Липкая бумага неоднократно использовалась при создании произведений искусства. Так, рисунок Рона Китая «После Рембрандта» (пастель, уголь) в 2000 г. был продан с аукциона за £640.[3]

Достаточно широко распространены компьютерные программы — аналоги липких заметок, виртуальные «листки» которых можно «клеить» на Рабочий стол ОС.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Michael Szycher. Szycher’s Practical Handbook of Entrepreneurship and Innovation. CRC Press, 2018. (англ.)
  2. C. Chen, T. Carvell. Products of the Century Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine
  3. Post-It Note raises Ј640 Архивная копия от 30 ноября 2010 на Wayback Machine // BBC

Ссылки