Брюлль, Нехемия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нехемия Брюлль

Нехемия Брюлль (1843—1891) — австрийский и немецкий раввин[1].

Биография

Родился в 1843 году в Ней-Раусснице (Моравия). Талмудическое образование получил под руководством своего отца, Якова Брюлля, a затем в венском бет-гамидраше, во главе которого стояли тогда Α. Γ. Вейсс, М. Фридман и А. Еллинек.[1]

В венском университете слушал лекции по истории и по классическим и восточным языкам. Там он превратился в ярого последователя гейгеровской школы[1].

Сначала занял пост раввина в Бизенце, реформированной общине в Моравии, a в 1870 г. получил место раввина благодаря рекомендации того А. Гейгера во Франкфурте-на-Майне. Этот почётный, хотя и связанный с неприятностями пост он занимал до самой смерти.[1]

Под влиянием консервативного движения, вызванного раввином Гиршем, многие даже неортодоксы перешли в лагерь консерваторов. На уступки Брюлль был способен так же мало, как Гирш. Будучи крайним приверженцем реформы, Брюлль решительно противился всяким попыткам к примирению. Не обладая даром слова и оттго не имея влияния на массы в желательном ему направлении, он после долгих бесплодных усилий достигнуть своей цели всецело посвятил себя еврейской науке. Занимался почти всеми отраслями еврейской науки: писал исследования по библейской экзегезе, грамматике, истории, литературе, апокрифам, филологии, ο еврейско-немецком жаргоне (идиш) и т. д.[1]

Умер 5 февраля 1891 г. во Франкфурте-на-Майне[1].

Труды

Результаты своей научной деятельности Нехемия Брюлль опубликовал в 10 томах ежегодника («Jahrbücher»; Франкфурт-на-М., 1874—90). Почти все научные статьи и критические заметки в этом журнале вышли из-под его пера. Некоторые из них были выпущены отдельными изданиями. Важнейшие из них[1]:

по Библии
  • Beiträge zur Erklärung des Buches Hosea" (Jahrb., V—VI, 1—62),
  • «Historische Basis des Buches Ruth» (V—VI, 63—70);
  • «Das apocryphische Susannabuch» (III, 1—69);
  • «Die epistolischen Арokryphen und die apokryphischen Zusätze zum Buche Daniel».[1]
По Талмуду[1]
  • «Die talmudischen Tractate über Trauer um Verstorbene» (I, 1—57);
  • «Fremdsprachliche Wörter in den Talmuden und Midraschim» (I, 123—210);
  • «Die Entstehungsgeschichte des babylonischen Talmuds als Schriftwerkes» (II, 1—123);
  • «Verschollene Baraitas und Midraschim» (II, 124—133);
  • «Entstehung und ursprünglicher Inhalt des Tractates Abot» (VII, 1—17);
  • «Eingeschaltete Partien im babylonischen Talmud» (VIII, 59—60).[1]
Пo истории[1]
  • «Adiabene» (I, 58—86);
  • «Das Geschlecht der Treves» (I, 87—122);
  • «Die Polemik für und gegen Maimuni im dreizehnten Jahrhundert» (IV, 1—33);
  • «Zur Gesch. der jüdisch-ethischen Literatur des Mittelalters» (V—VI, 71—93);
  • «Sprüchwörter in der nachtalmudischen Literatur d. Judenthums» (VII, 18—30).[1]

Поместил в «Jahrbücher» (ежегодник) 183 рецензии на разные новые книги, рассматривая более или менее подробно и сам предмет рецензируемого труда[1].

В 1890 году приступил к изданию «Central-Anzeiger für jüdische Literatur», являющегося продолжением «Hebräische Bibliographie» Штейншнейдера; но он успел издать лишь первый том (Франкфурт-на-М., 1891)[1].

Так же не успел издать второе, дополненное издание «Gottesdienstliche Vorträge» Цунца, и найденные после его смерти заметки к этому труду были лишь отчасти включены во второе издание «Gottesdienstliche Vorträge» (Берл., 1892)[1].

Был одним из немногих немецких учёных, писавших по-еврейски; он сотрудничал также в периодических органах «Bet ha-Midrasch», «Bet Talmud», «Ha-Karmel» и «Ozar ha-Sifrut». Следует отметить статьи «Toledot Schabbetai Zebi» (Вильна, 1879) и «Ner la-Maor», биографию Аарона Вормса в «Ozar ha-Sifrut» (I, 20—31)[1].

Также издал сборники: проповедей (1869) и приветствий (1878)[1].

Его сочинения «Grabreden» (Франкфурт-на-М., 1895) и «Trauungsreden» (там же, 1891) были изданы после его смерти[1].

Примечания

Ссылки