Бреннер (перевал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бреннерский перевал»)
Бреннер
нем. Brenner, итал. Brennero
Вид на автобанВид на автобан
Расположение
Координаты 47°00′12″ с. ш. 11°30′27″ в. д.HGЯO
Страны  Австрия
 Италия
Горная система Альпы
Характеристики
Высота седловины 1374 м

Бреннер (нем. Brenner, итал. Brennero), пограничный перевал в восточных Альпах, расположенный между федеральной землёй Австрии Тироль и итальянской автономной провинцией Южный Тироль.

Наиболее используемое дорожное соединение между Австрией и Италией, также имеет важное значение для южной Германии. В отличие от Швейцарских перевалов основные грузоперевозки приходятся не на железную дорогу, а на грузовики. Перевал Бреннер с высотой 1374 метра является самым низким перевалом главного альпийского гребня в центральных Альпах.

Этимология названия не ясна. Существует версия о том, что название перевала происходит от альпийской народности брени, существовавшей в античные времена, или от имени Бренна. Однако на картах наименование "Brenner" появляется только в XIV веке[1]. Хотя римляне проложили дорогу через перевал во II веке н.э., основная римская дорога, Via Claudia Augusta, соединявшая Верону и Августу Винделикорум (нынешний Аугсбург), была построена раньше (в 46-47 гг. н.э.) и проходила западнее, через перевал Reshen[2]. Значение Бреннера выросло при Священной Римской Империи; через него проходила Via Imperii, соединявшая германские и итальянские земли. На картах 806 года он отмечен как per alpes Noricas[3]. В 1288 году в документах упоминается некий Prennerius, владевший здесь фермой, а в 1299 - уже конкретный Chunradus Prenner de Mittenwalde; считается, что ферма получила название в честь его фамилии, которая может восходить к подсечно-огневому способу земледелия. В 1328 году перевал первый раз называется в документах ob dem Prenner - около Преннера[4].

Строительство шоссе через Альпы было предложено в 1957 году. Проект строительства горной дороги был реализован в 1960-е годы. В 1963 г. был открыт мост Европы.

Примечания

  1. Alois Trenkwalder. Brenner. Bergdorf und Alpenpaß – Brennero. Storia di un paesino e di un valico internazionale. — 1999. — С. 72.
  2. Handbuch der Bayerischen Geschichte / 3,2, Geschichte Schwabens bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts / begr. von Max Spindler. In Verb. mit Christoph Bauer ... Neu hrsg. von Andreas Kraus.. — 3., neu bearb. Aufl. — München: Beck, 2001. — XXVII, 919 Seiten с. — ISBN 3-406-39452-3, 978-3-406-39452-2.
  3. Tiroler Urkundenbuch / Abt. 2. Die Urkunden zur Geschichte des Inn-, Eisack- und Pustertals Bd. 1. Bis zum Jahr 1140.. — Innsbruck: Universitätsverl. Wagner. — CXII, 399 Seiten с. — ISBN 978-3-7030-0469-8, 3-7030-0469-X. Архивная копия от 26 мая 2020 на Wayback Machine
  4. Egon Kühebacher. Die Ortsnamen Südtirols und ihre Geschichte. — 1991. — С. 59.

Литература