Брачный обыск

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обыск брачный (1883 год)

Бра́чный о́быск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века[1] вплоть до отделения Русской православной церкви от государства вскоре после Октябрьской революции 1917 года.

Первоначально основным законодательным документом по вопросам брака был сборник греко-римских законов — Кормчая книга. Затем брачные отношения в России регулировались венечными памятями.

Венечная память являлась документом, который выдавался от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника[2] на проведение определённого венчания, при этом с жениха и невесты взималась венечная пошлина.

В 1765 году венечные памяти были упразднены Сенатским указом «Об уничтожении венечных памятей и денежного сбора с оных и о произведении обысков прежде венчания вступающих в брак»[3]. Указом вводились брачные обыски — акты, составляющие содержание обыскных книг. В конце XIX — начале XX века брачный обыск получил второе название — предбрачное свидетельство.

Брачный обыск включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей; 7) согласие родителей или и вообще лиц, согласие которых требуется по закон; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску[2].

Брачный обыск подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, к нему прилагались подлинные документы, из которых одни (например, разрешение начальства на вступление в брак) хранятся при обыскной книге, с других документов в эту книгу списываются копии (аттестат о службе и т. п.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника[2]. Форма брачного обыска установлена в 1765 году, изменена в 1837 году[2].

После октябрьской революции вышел из употребления в связи с изъятием у Церкви юридического права заключать и расторгать браки. Ныне роль брачного обыска заменяет для венчающихся справка из ЗАГСа: это связано с тем, что Церковь не имеет возможности самостоятельно проверить, является ли заключаемый брак единственным[4].

В польской православной церкви брачный обыск используют до сих пор[5].

См. также

Примечания

  1. Из истории первых записей. 2011 © Официальный сайт Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области. Дата обращения: 28 января 2015. Архивировано 12 февраля 2015 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Обыск церковный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Сенатский, вследствие Именного, Указ от 14 июля 1765 г. // ПСЗ-1. Т. XVII. № 12433
  4. Венчание без регистрации в ЗАГСЕ | Православие и мир. Дата обращения: 4 сентября 2015. Архивировано 12 сентября 2015 года.
  5. Księga badań przedślubnych, Sklep internetowy - Cerkiew.pl. Дата обращения: 1 февраля 2022. Архивировано 1 февраля 2022 года.

Литература