Братья Азам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Космас Дамиан Азам (1686—1739
Эгидий Квирин Азам (1692—1750)

Братья Космас Дамиан Азам (нем. Cosmas Damian Asam; 28 сентября 1686, Бенедиктбойерн ? — 10 мая 1739, Мюнхен) и Эгидий Квирин Азам (нем. Egid Quirin Asam; 1 сентября 1692, Тегернзе, Бавария — 29 апреля 1750, Мангейм, Баден-Вюртемберг) — живописцы, скульпторы, архитекторы и лепщики-декораторы, мастера оформления церковных интерьеров южно-немецкого барокко.

Биографии и творчество

Космас Дамиан и его брат Эгидий Квирин были двумя из девяти детей церковного живописца (Kirchenmaler) из Бенедиктбойерна Ганса Георга Азама (1649—1711). Оба получили образование и уроки живописи у своего отца. После смерти Азама Старшего в 1711 году они решили расширить сферу своей деятельности, включив в неё архитектуру и лепные работы, поэтому Косма Дамиан отправился в Рим для дальнейшего обучения, поощряемый настоятелем монастыря Тегернзее. В 1713 году, при поддержке папы Климента XI, сумел получить первую премию по декоративной живописи в Академии Святого Луки в Риме. Возможно, брат сопровождал его в этом путешествии, хотя в то время он заканчивал обучение у мюнхенского придворного скульптора Андреаса Файстенбергера, успешно окончив его в 1716 году. В Риме братья испытали значительное влияние творчества «гения итальянского барокко» Джанлоренцо Бернини. После возвращения из Италии братья стали получать множество заказов благодаря своим тесным связям с бенедиктинским орденом[1].

Оба брата продолжили дело отца совместно. Космас Дамиан работал живописцем и скульптором, Эгидий Квирин — архитектором, штукатором (лепщиком-декоратором) и скульптором. Благодаря общим художественным идеям, приверженности единому стилю они хорошо дополняли друг друга и работали вместе почти по всем своим заказам. Большой талант Космаса Дамиана к фресковой живописи, в частности, быстро сделал братьев известными за пределами Верхнего Пфальца. Их фрески пользовались спросом и оплачивались так же, как и фрески их итальянского соперника Джованни Баттиста Тьеполо.

Братьям Азам удавалось создавать в церковной архитектуре единую игру отдельных элементов, которая превращала сценическую обстановку для богослужения в своеобразный «священный театр в стиле барокко» (das theatrum sacrum im Barock). В стиле позднего, экспрессивного барокко они смогли соединить архитектуру, живопись, скульптуру: пространство, свет, объём и цвет в единое произведение искусства. Первой крупной самостоятельной работой братьев Асам было строительство монастырской церкви Рор (Klosterkirche Rohr) в Нижней Баварии с впечатляющей алтарной композицией «Вознесение Мадонны» (1717—1723). Иллюзионистически выполненные и штука (гипса) фигуры апостолов на фоне разноцветного мрамора и в потоках света производят сильное впечатление[2].

В 1723—1724 годах братья менее чем за полтора года создали фрески и лепнину собора во Фрайзинге, занимались строительством церкви в монастыре бенедиктинцев в Вельтенбурге (1716—1739). После того, как Эгидий Квирин поселился в Мюнхене, между 1729 и 1733 годами он смог купить несколько участков земли рядом со своим домом. С 1733 года вместе с братом он построил здесь церковь Ян Непомуцкий Святого Иоганна Непомука (die Kirche St. Johann Nepomuk), прозванную Азамкирхе, которая считается одним из важнейших зданий двух главных представителей южно-германского позднего барокко. Церковь сооружалась не на заказ, а как частная церковь «во хвалу Богу и во спасение душ архитекторов». Это позволило братьям строить церковь независимо от условий и пожеланий заказчиков и выразить в этом творении всю свою религиозную страсть и художественные представления о прекрасном церковном искусстве. Насыщенность скульптурой, светом и цветом серебра, красного мрамора, бархата, позолоты доведена до крайностей возможного. В интерьере, кажется, нет ни одной прямой линии и «пустого места» согласно барочному принципу (лат. нorror vacui — боязни пустоты).

Эгидий Квирин задумывал церковь как место личного покаяния. В храме находятся семь исповедален с аллегорическими изображениями. В крипте под полом церкви находятся захоронения братьев — двух выдающихся художников Баварии[3].


Примечания

  1. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 47—48
  2. Stadtportal Muenchen: Asamkirche. muenchen.de. [1] Архивная копия от 5 июня 2021 на Wayback Machine
  3. Steiner P. B. Die Asamkirche in München. — München: Kunstverlag Josef Fink, 2010. — S. 7—11

Ссылки

  • Азам, братья / В. А. Лебедев // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — С. 245. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  • Азам // . — статья из «Популярной художественной энциклопедии.» Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

Литература

  • Friedrich Wilhelm Bautz: Asam, Egid Quirin. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 1, Bautz, Hamm 1975, Sp. 250—251.
  • Erika Hanfstaengl: Die Brüder Cosmas Damian und Egid Quirin Asam (Deutsche Lande — Deutsche Kunst). München/Berlin 1955.