Брайди, Джеймс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джеймс Брайди

Джеймс Брайди (англ. James Bridie), настоящее имя Осборн Генри Мейвор[1][2][3][4][5] (Osborne Henry Mavor; 3 января 1888, Глазго — 29 января 1951, Эдинбург) — шотландский драматург, сценарист, либреттист и врач-терапевт.

Биография

Сын инженера-электрика и промышленника. До 1913 года изучал медицину в Университете Глазго. Врач по профессии. Работал терапевтом, затем врачом-консультантом. Во время Первой мировой войны служил военным врачом во Франции и Месопотамии. После окончания войны принял участие в движении за создание национального шотландского театра.

Его первая пьеса «Солнечная соната» (опубликована под псевдонимом Мэри Мендерсон) была поставлена в 1928 году в Глазго труппой «Шотландских национальных актёров» (режиссёр Т. Гатри).

Известность Д. Брайди началась с пьес «Анатом» (1930) и «Товий и ангел» (1930). За ними последовали «Иона и кит» (1932), «Спящий священник» (1933), «Чёрный глаз» (1935), «Буря в стакане воды» (1936), «Сусанна и старцы» (1937), «Король страны Нигде» (1938), «Что они говорят?» (1939), «Господин Болфри» (1943).

Большинство пьес Д. Брайди — комедии и драмы на библейские или фантастические сюжеты — посвящены, преимущественно, морально-этическим проблемам, обличению буржуазной цивилизации и лицемерной морали. Остроумный диалог сближал его с Б. Шоу, которому Д. Брайди, однако, уступает в остроте социальной критики.

Положительная программа Д. Брайди ограничивается утверждением гуманистических принципов в общей форме. Занимательные завязки пьес автора не получают развития в ходе действия, сосредоточивающегося на дискуссиях и словесных поединках персонажей. При некоторой идейной ограниченности писателя, его драматургия представляет собой значительное явление в зарождающейся самобытной национальной драме Шотландии.

Д. Брайди изменил шотландский театральный уклад путём создания в 1950 году колледжа драмы, предтечи Королевской шотландской академии музыки и драмы[англ.][6][7].

Его внук, Рональд Бинго Мейвор, был главой Шотландского совета искусств, с 1960-х годов работал театральным критиком в «The Scotsman». Праправнучка — актриса Фре́йя Ме́йвор.

Умер от инсульта.

Примечания

  1. Daniel Leary (1982) Dictionary of Literary Biography: Modern British Dramatists 1900—1945, Stanley Weintraub Ed., Gale, Detroit ISBN 0-8103-0937-8
  2. Terence Tobin (1980) James Bridie (Osborne Henry Mavor), Twayne Publishers, Boston ISBN 978-0-8057-6786-5
  3. Winifred Bannister (1955) James Bridie and His Theatre: a study of James Bridie’s personality, his stage plays, and his work for the foundation of a Scottish national theatre, Rockliff
  4. Helen L. Luyben (1965) James Bridie: Clown and Philosopher, University of Pennsylvania Press
  5. Ronald Mavor (1988) Dr. Mavor and Mr. Bridie: Memories of James Bridie, Canongate and The National Library of Scotland ISBN 978-0-86241-198-5
  6. Bannister W., J. Bridie and his theatre, L., 1955.
  7. The new star of Skins — Freya

Литература

Ссылки