Бражников, Максим Викторович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Максим Викторович Бражников
Научная сфера музыкальная медиевистика, история музыки
Место работы Институт истории искусств АН СССР; Эрмитаж;
ЛГК имени Римского-Корсакова
Учёная степень доктор искусствоведения
Учёное звание профессор (1971)
Ученики А. Н. Кручинина
Известен как один из основоположников науки о древнерусской музыке; автор расшифровок певческих рукописей XIIXIX веков

Макси́м Ви́кторович Бра́жников (19 марта (1 апреля1902, Санкт-Петербург24 октября 1973, Киев) ― русский музыковед, исследователь древнерусской музыки, профессор, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор. С 1974 года в память о М. В. Бражникове в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории проводятся Бражниковские чтения.

Биография

Родился 19 марта (1 апреля1902 года в Санкт-Петербурге. Учился в Ленинградской консерватории в классе фортепиано Л. В. Николаева, которую окончил в 1925 году, в 1927 окончил теоретико-композиторский факультет по специальности «теория композиции», затем совершенствовался в классе свободного сочинения у В. П. Калафати и изучал древнерусскую музыку под руководством А. В. Преображенского. С 1929 Бражников преподавал в консерватории и в Институте истории искусств. С 1935 по 1940 занимал должность старшего научного сотрудника и учёного секретаря Отдела истории музыкальной культуры и техники в Эрмитаже. В 1940 Бражников обратился с письмом к Сталину, в котором просил разрешить ему заниматься исследованиями древнерусской музыки. Вскоре он получил место старшего научного сотрудника в Государственном Научно-исследовательском институте театра и музыки (ГНИИТиМ). С началом войны Бражников был эвакуирован в Киров, где преподавал и работал над кандидатской диссертацией, которую успешно защитил в 1943 году в Московской консерватории. В 1945 он вернулся в Ленинград и продолжил научную деятельность в качестве старшего научного сотрудника Кабинета историографии ГНИИТиМ и в отделе рукописей Публичной библиотеки (до 1948). В 1953, не имея подходящих условий для полноценной научной работы по специальности, Бражников покинул ГНИИТиМ. Лишь три года спустя он был приглашён в Институт истории искусств АН СССР в Москву. В 1968 году Бражников защитил докторскую диссертацию, а в 1970 по инициативе проф. ЛГК А. Н. Дмитриева был принят на должность профессора в Ленинградскую консерваторию, где до конца жизни читал курсы древнерусской певческой палеографии и церковного пения. Среди его учеников ― известные впоследствии исследователи в этой области. Бражников ― один из основоположников науки о древнерусской музыке в современной России. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей XII―XIX веков и публикация памятников древнерусского музыкального искусства. Тем не менее, многие работы Бражникова остаются неизданными, архив рукописей хранится в Санкт-Петербурге. Часть его трудов была опубликована посмертно. Умер 24 октября 1973 года в Киеве[1]. Похоронен на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Основные работы

Монографии

  • Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII—XVII веков: Применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений. — Л., М.: Государственное музыкальное издательство, 1949. — 104 с.
  • Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV—XVIII вв. — Л.: Музыка, 1972. — 424 с.
  • Лица и фиты знаменного распева. — Л.: Музыка, 1984. — 296 с.
  • Русская певческая палеография. — СПб.: Российский институт истории искусств, 2007. — 296 с.
  • Благовещенский кондакарь. — СПб.: Петрополис, Российский институт истории искусств, 2015. — 418 с.

Примечания

  1. Максим Викторович Бражников в Большой российской энциклопедии. Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

Ссылки