Боснийский стиль в архитектуре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Здание Земельного вакуфа — образец боснийского стиля в архитектуре.

Боснийский стиль в архитектуре развился в начале XX века на основе традиционной архитектуры венского сецессиона в сочетании с местными боснийскими традициями.

Он во многом схож со скандинавским национальным романтизмом[1]. Боснийский стиль развивали представители молодого поколения архитекторов, такие как чех Йосип Поспишил, словенец Рудольф Тённис[en] и австриец Эрнст Лихтблау, которые обучались искусству в Академии художеств в Вене у Карла фон Хазенауэра и Отто Вагнера. Однако этот стиль был определён главным архитектором Сараево Йосипом Ванцашем[en], под началом которого и работали многие из этих молодых архитекторов[2].

Хотя боснийский стиль и хвалили за его чувствительность к местным традициям и духу, исследователи Гунцбергер-Макас и Дамлянович-Конли утверждали, что он основывался на исламском компоненте боснийской народной архитектуры, зачастую черпая вдохновение в истории, а не в современности. Таким образом, по их мнению, переход от неомавританского к боснийскому стилю был «заменой одного историцистского коллажа другим», когда панисламские мотивы замещались общенародными, двусмысленно связывая османскую архитектуру с современной и ошибочно выдавая эти мотивы за исключительно боснийские, в то время как они встречались на всех османских территориях на Балканах. Поэтому боснийский стиль, по словам авторов, «лучше всего воспринимать как часть национального романтизма», хотя архитекторы, работавшие в этом стиле, не были выходцами из нации, которую они стремились представлять. Поскольку он по-прежнему концентрировался на своих отличиях от Западной и Центральной Европы боснийский стиль был не менее ориенталистским, чем неомавританский[2].

Развитие боснийского стиля

Во время своего правления в Боснии австро-венгерские власти стремились навязать и воспроизвести европейские стили в архитектуре этой страны, тем самым обозначив смысл своей миссии там. Первоначально предпринимались попытки внедрить исторические стили, свойственные самым представительным зданиям второй половины XIX века в Вене. В Боснии было построено слишком много зданий в иноземных стилях, в первую очередь в стиле историзма, при этом народные боснийские методы строительства зданий игнорировались или использовались крайне мало.

Столкнувшись с многонациональной структурой населения Боснии и Герцеговины, австрийские власти осознали необходимость учитывать политическую составляющую при выборе одного из исторических стилей. Для строительства в районах, где преимущественно проживали босняки, архитекторы придерживались неомавританского стиля. Со временем оказалось, что этот стиль не подходит, как и другие, потому что он появился не в результате развития архитектурной мысли и практики на основе местного архитектурного наследия.

На рубеже XIX—XX веков среди архитекторов и инженеров возникло желание создать истинно боснийский стиль[3].

Литература

  • Alija Bejtić — Ulice i trgovi Sarajeva. Sarajevo: Muzej grada Sarajeva 1973. Godine
  • Borislav Spasojević — Arhitektura stambenih palata austrougarskog perioda u Sarajevu. Sarajevo: Svjetlost, 1988.
  • Nedžad Kurto — Sarajevo 1492—1992, Oko, Sarajevo.
  • Jela Božić, — Arhitekt Josip pl. Vancaš, Značaj i doprinos arhitekturi Sarajeva u periodu austrougarske uprave, doktorska disertacija, Sarajevo, 1989.
  • Ibrahim, Krzović. Arhitektura Bosne i Hercegovine 1878-1918. — Umjetnicka galerija, 1987, 1987.

Примечания

  1. About Art Nouveau. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Emily Gunzburger Makas, Tanja Damljanovic Conley (eds.) Capital Cities in the Aftermath of Empires Архивная копия от 27 июля 2021 на Wayback Machine
  3. Gorčin Dizdar: Secesija i 'bosanski slog' – bosanski stil u arhitekturi. Fondacija Mak Dizdar, objavljeno 07/12/2008.. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 3 января 2017 года.