Перейти к содержанию

Борткевич, Сергей Эдуардович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Эдуардович Борткевич
Сергей Борткевич (1905)Сергей Борткевич (1905)
Основная информация
Полное имя Сергей Эдуардович Борткевич
Дата рождения 28 февраля 1877(1877-02-28)
Место рождения Харьков
Российская империя
Дата смерти 25 октября 1952(1952-10-25) (75 лет)
Место смерти Вена, Австрия
Страна  Российская империя,  Австрия
Профессии пианист, музыкальный педагог, композитор

Сергей Эдуардович Борткевич (28 февраля 1877, Харьков25 октября 1952, Вена) ― русский пианист и композитор, поздние годы проживший в Австрии и Германии.

Биография

Родился 28 февраля 1877 года в Харькове. Отец — Эдуард Борткевич. Мать — Софья Казимировна Борткевич, в девичестве Ушинская.

Учился в Харьковском музыкальном училище у А. Ф. Бенша, затем ― в Петербургской консерватории (18961899) по классам ван Арка (фортепиано) и Лядова (теория музыки). С 1900 года Борткевич два года совершенствовался в Лейпцигской консерватории у Альфреда Райзенауэра (фортепиано) и Саломона Ядассона (композиция).

В 19041914 годах он жил в Берлине, где преподавал в Консерватории Клиндворта-Шарвенки. В это время он был известен как пианист, но гораздо больше ― как композитор, крупнейшим его сочинением этого периода является Первый фортепианный концерт (премьера — 1913, Хуго ван Дален и Блютнер-оркестр). С началом Первой мировой войны Борткевич вернулся в Россию, но в 1919 году эмигрировал, поселился сначала в Константинополе, а в 1922 ― в Вене, где и провёл (с перерывом на пребывание в Берлине в 19281933 годах) оставшиеся годы жизни; с 1926 года гражданин Австрии. В поздние годы он продолжал сочинять, несмотря на крайнюю затруднительность своего бытового и финансового положения. Он также перевёл на немецкий язык переписку П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк, опубликованную в 1938 году в г. Лейпциге (нем. Die seltsame Liebe Peter Tschaikowsky's und der Nadjeschda von Meck).

Стиль Борткевича-композитора типичен для романтической традиции русской фортепианной школы: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского и русского фольклора и практически не затронут музыкальными течениями XX века. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальной мелодией, хорошей оркестровкой. Первый фортепианный концерт перекликается с творчеством Сергея Рахманинова, Второй (для левой руки) стал известен благодаря Паулю Витгенштейну, которому посвящено это сочинение, и который с успехом его исполнял.

Основные сочинения

  • Опера «Акробаты», ор. 50 (около 1938)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1, ор. 16 (1912)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2, ор. 28 (1930; для левой руки)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Через тернии к звёздам», ор. 32 (1927)
  • Концерт для виолончели с оркестром, ор. 20 (1922)
  • Концерт для скрипки с оркестром, ор. 22 (1923)
  • Симфония № 1, ор. 52
  • Симфония № 2, ор. 55
  • Австрийская сюита, ор. 51
  • Увертюра, ор. 53
  • Югославская сюита, ор. 58
  • Соната для скрипки и фортепиано, ор. 26 (1924)
  • Две сонаты для фортепиано
  • Прочие сочинения для фортепиано
  • Романсы на стихи разных поэтов

Ссылки