Борис Годунов (фильм, 1986)
Борис Годунов | |
---|---|
Жанр |
исторический фильм фильм-биография |
Режиссёр | Сергей Бондарчук |
Автор сценария |
Сергей Бондарчук |
В главных ролях |
Сергей Бондарчук Евгений Самойлов Роман Филиппов Анатолий Васильев Адрианна Беджиньская Александр Соловьёв Анатолий Ромашин |
Оператор | Вадим Юсов |
Композитор | Вячеслав Овчинников |
Художник-постановщик | Владимир Аронин |
Кинокомпания |
«Мосфильм», Первое творческое объединение «Barrandov Studios» Zespoły filmowe |
Длительность | 148 мин[1] |
Страна |
СССР Чехословакия Польша ФРГ |
«Бори́с Годуно́в» — советско-чехословацко-польско-западногерманский художественный фильм Сергея Бондарчука. Экранизация одноимённой исторической трагедии А. С. Пушкина. Последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны при его жизни.
Премьера: 31 октября 1986 года — Финляндия, 4 апреля 1987 года — СССР. Картина была выдвинута в конкурс Каннского кинофестиваля[2].
Сюжет
Действие происходит в России и Польше на рубеже XVI и XVII веков. Показаны времена царствования Бориса Годунова, его сына Фёдора и приход к власти Лжедмитрия I. После смерти царя Фёдора Иоанновича на Московский трон по решению Земского собора восходит Борис Годунов, который ещё при Иване Грозном с помощью интриг, союзов и устройстве брака своей сестры Ирины с царевичем Фёдором приобрёл большое влияние и власть при дворе. Но внезапно появляется новый претендент на престол — некто, выдающий себя за младшего сына Грозного царевича Димитрия, официально погибшего в Угличе в 1591 году. Самозванец объявляется в Польше и, получив поддержку князя Вишневецкого, сандомирского воеводы Мнишка и его дочери, прекрасной Марины, возвращается в Россию. Несмотря на то, что и церковь, и Василий Шуйский, расследовавший обстоятельства гибели Димитрия в Угличе, отрицают подлинность царевича, он, приближаясь к Москве, приобретает всё большую популярность у народа и становится реальной угрозой для царя Бориса.
В ролях
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик и автор экранизации — Сергей Бондарчук
- Главный оператор — Вадим Юсов
- Главный художник — Владимир Аронин
- Главный художник по костюмам — Лидия Нови
- Композитор — Вячеслав Овчинников
- Звукооператор — Александр Погосян
- Режиссёры — Игорь Петров, Роман Цурцумия
- Художник-гримёр — Тамара Гайдукова
- Операторы — Владимир Горшков, Александр Михалычев
- Консультант по историческому костюму Мария Мерцалова
- Директор картины — Валерий Мальков
Съёмки
Натурные съёмки проходили на Васильевском Спуске, у Лобного места и Новодевичьего монастыря в Москве, на территории Троице-Сергиевой лавры[3].
Об особенностях ноябрьской съёмки внутри собора Троице-Сергиевой лавры в условиях короткого светового дня вспоминает Вадим Юсов:
Я понимал, что воспользоваться естественными условиями освещения в интерьере невозможно. Необходимо было построить наружные леса у собора — мы не могли поставить внутри дуговые приборы и поставили их снаружи. Внутри, им в помощь, на сложных конструкциях установили осветительные приборы полуваттного освещения. Все это приравнивало условия съёмки в интерьере к павильонной съёмке; таким образом я дал возможность режиссёру сколько угодно репетировать.журнал «Сеанс» август 2013[3]
Критика
Татьяна Москвина разглядела в фильме предвидение режиссёром близящегося конца эпохи декаданса авторского кино:
Статичная, пафосная внешняя оперность «Бориса Годунова» Бондарчука была полна внутренней мятежной тревоги — режиссёр предвидел новое смутное время для государства, и величавый эпос превращался в лирико-исповедальный фильм, чью историческую оболочку разъедали растерянность и тоска самого Бондарчука, режиссёра-царя, перед эпохой бойких киносамозванцев.
Ирине Павловой картина показалась «тяжеловесной и архаичной по языку»[2], однако, рассматривая её в контексте решений V съезда кинематографистов СССР, справедливости ради она отмечает:
…в тщательности проработки экранных фактур и в мощной, пусть и мрачной энергетике этому фильму отказать нельзя. Но его автор так долго оставался вне критики, так долго в качестве единственно возможной реакции на его произведения официально был дозволен лишь восторг, что жажда реванша возобладала над обыкновенным здравым смыслом, который подсказывал, что в сравнении со многими фильмами современного контекста эта неудача С. Б. заслуживает бо́льшего снисхождения.
— «Новейшая история отечественного кино. 1986—2000» т. 1[5]
Комментарии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Мосфильм.
- ↑ 2,0 2,1 Новейшая история отечественного кино, 2001, с. 150.
- ↑ 3,0 3,1 Юсов Вадим. Профессия моя мне не надоела . Проект «Чапаев» – Журнал «Сеанс» (30 августа 2013). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
- ↑ Москвина Татьяна. Вадим Юсов . Проект «Чапаев» – Журнал «Сеанс» (23 августа 2013). Дата обращения: 7 января 2022. Архивировано 7 января 2022 года.
- ↑ Новейшая история отечественного кино, 2001, с. 151.
Литература
- Павлова И. Бондарчук Сергей // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст . — СПб.: Сеанс, 2001. — Т. 1. — 504 с. — ISBN 5-901586-01-8.
Ссылки
- Борис Годунов . Мосфильм (2012). Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано 2 июня 2018 года.
- Борис Годунов . Мосфильм. Дата обращения: 7 января 2022.