Борисенко, Евгений Иванович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Иванович Борисенко
Дата рождения 14 ноября 1913(1913-11-14)
Место рождения с. Лысые Горы, Аткарский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Дата смерти после 1986 года
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Звание Майор ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Евгений Иванович Борисенко (14 ноября 1913 — после 1986) — советский лётчик гражданской и военной авиации, участник Великой Отечественной войны, гвардии майор.

В октябре 1940 года несколько раз пролетел под Кировским мостом в Ленинграде для съёмок художественного фильма «Валерий Чкалов».

Биография

Родился 14 (по другим данным 17) ноября 1913 года в селе Лысые Горы Лысогорской волости Аткарского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне Лысогорский район Саратовской области) в многодетной семье (пятеро детей) почтового служащего. В 1919 году отец умер. Евгений рос в детском доме, затем жил в семье своего дяди. В 1931 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) строителей и по путевке комсомола был направлен в 1-ю объединённую Батайскую лётную школу. В школе увлекался планерным спортом, вёл активную общественную работу, избран секретарем комсомольской организации курса. В 1932 году был принят в партию (по другим данным в 1938)[1][2].

Осенью 1933 года с отличием окончил лётную школу и получили назначение в Ленинград в 31—й транспортный авиаотряд Северного управления Гражданского воздушного флота (ГВФ). Летал на самолётах-амфибиях Ш-2 по маршрутам, которые пролегали по неосвоенным и малозаселенным местам Крайнего Севера с плохо оборудованными аэродромами и посадочными площадками. Вскоре был назначен начальником авиалинии Ленинград — Вытегра и одновременно — командиром звена, с местом базирования в Вытегре. В конце 1933 года за отличную работу был награждён ценным подарком от С. М. Кирова — мотоциклом «Красный Октябрь»[1][3].

В 1936 году был назначен в отдельное лётное звено, доставлявшее ежедневно и в любую погоду на самолётах П-5 из Москвы в Ленинград газетные матрицы, с которых в типографии печатались центральные газеты. В пилотском свидетельстве летчика первого класса Евгения Борисенко появился штамп с надписью: «Разрешается совершать полёты на самолётах всех классов с пассажирами, грузом и почтой в любых метеоусловиях днем и ночью». В 1937 году был в группе лётчиков, которые готовились на самолёте Ш-2 к спасению с дрейфующей льдины на Северном полюсе членов первой в мире научно-исследовательской станции СП-1 во главе с И. Д. Папанин. В феврале 1938 года, в сложных метеоусловиях, срочно доставил из Мурманска в Ленинград материалы экспедиции для публикации в газетах[1].

Участвовал в финской компании 1939—1940 годов. Осенью 1940 года Борисенко был откомандирован в Ленинград на съемки художественного фильма «Валерий Чкалов» режиссёра Михаила Калатозова. Лётчик должен был повторить пролёт Чкалова под Кировским мостом. Для пролёта лётчик выбрал самолёт-амфибию Ш-2, на котором в первый день съёмок эпизода, 22 октября 1940 года, с кинооператором Александром Гинцбургом в кабине, сделал два удачных дубля подряд. 24 октября по просьбе режиссёра и оператора, вновь повторил пролёт под мостом[комм. 1]. В конце съемочного дня оператор попросил лётчика Борисенко доставить его к «Ленфильму». При посадке на Неву самолёт натолкнулся на затонувшее бревно и затонул. Лётчик спас скрывшегося под водой кинооператора, а затем руководил работой по спасению и буксировке гидросамолета[4][5][6].

С февраля 1941 года проходил службу в ВВС РККА. С 22 июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. Совершил на дальнем бомбардировщике Ил-4 182 боевых вылета, из которых 162 ночью. Бомбил войска и технику, военные и промышленные объекты противника. В феврале 1942 года за боевую работу по разгрому танковой группы Гудериана на Брянском направлении был награждён орденом «Красное Знамя», а в июне того же года — орденом «Отечественной войны» 1 степени за успешную боевую работу по разгрому немецких войск под Москвой. Его экипаж был четыре раза сбит, но в ответ в воздушных боях уничтожил четыре немецких истребителя типа Ме-109. Был ранен, горел в самолёте. В апреле 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотой Звезды не получил. С октября 1943 года по состоянию здоровья был назначен командиром корабля С-47 на котором совершил 300 вылетов. В 1945 году был награждён орденом Александра Невского. За четыре года войны имел общий налёт 7600 часов. Войну окончил в звании гвардии майора[7][8][9].

В декабре 1945 года был демобилизован. В 1946 году стал руководителем полётов Ленинградского аэропорта. С отличием окончил обучение в лётном центре переподготовки и в конце 1947 года получил назначение командиром отряда Московского управления ГВФ, но вскоре переведён на должность инспектора-инструктора Управления. Непродолжительное время летал командиром корабля на международных воздушных линиях с местопребыванием за границей. Затем перевёлся в Северное управление ГВФ и снова летал в арктической зоне[1].

Всего в авиации Борисенко прослужил 31 год и налетал 18 тысяч часов. В 1962 году уволился из авиации. Окончил двухгодичные курсы хозяйственных работников ВЦСПС и работал по этой специальности пятнадцать лет. Затем был начальником штаба Гражданской обороны одного из объектов народного хозяйства. За активную работу отмечен Министерством обороны знаком «Отличник ГО СССР»[1].

Награды

Примечания

Комментарии
  1. В современном сериальном «ремейке» фильма (снят в 2012 году) эпизод пролёта под мостом имитировали с помощью компьютерных технологий[2].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Швец С. И. Рядовой авиации. — М.: Воениздат, 1988. — 158 с.
  2. 2,0 2,1 Игорь Шушарин. Полеты под мостами в кино и наяву. spb.mk.ru (23 октября 2013). Дата обращения: 27 июня 2024.
  3. Король В. В. Крылья Петербурга. — СПб.: Политехника, 1997. — С. 185. — 207 с.
  4. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда / сост. Д. Ю. Шерих. — СПб.: Петербург — XXI век, 1993. — С. 228. — 224 с. — ISBN 5-85490-036-X.
  5. Богданов Н. Г. В небе – гвардейский Гатчинский: из записок летчика АДД. — Л.: Лениздат, 1980. — С. 102. — 298 с.
  6. Николай Качук. Как кинооператоры снимали войну на самолетах. Советская Белоруссия (1 июня 2017). Дата обращения: 28 июня 2024.
  7. Представление на Героя Советского Союза. Подвиг народа.
  8. Борисенко Евгений Иванович. Память народа.
  9. Борисенко Евгений Иванович. невский39.рф