Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
Флаг
1-й Управляющий делами Совета народных комиссаров РСФСР
14 ноября 1917 года — 4 декабря 1920
Глава правительства Владимир Ульянов (Ленин)
Предшественник должность учреждена
Преемник Николай Горбунов

Дата рождения 28 июня (10 июля) 1873(1873-07-10)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 14 июля 1955(1955-07-14) (82 года)
Место смерти Москва, СССР
Место погребения Новодевичье кладбище (Москва)
Отец Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич
Мать Мария Сергеевна
Супруга Вера Величкина;
Анна Тинкер
Дети Елена
Партия РСДРП / РСДРП(б) / ВКП(б) / КПСС
Образование Курское землемерное училище
Учёная степень доктор исторических наук
Профессия этнограф
Награды Орден Ленина
Научная деятельность
Научная сфера история, этнография
Место работы Государственный литературный музей;
Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР
Известен как историк, этнограф, прозаик

Влади́мир Дми́триевич Бонч-Бруе́вич (28 июня [10 июля] 1873, Москва — 14 июля 1955, там же) — российский революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, этнограф, публицист. Ближайший помощник и фактический секретарь В. И. Ленина[1][2]. Доктор исторических наук[3]. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича.

Биография

Владимир Бонч-Бруевич родился в семье землемера, выходца из шляхты Могилёвской губернии[4].

В 1883 году поступил в подготовительные классы Константиновского межевого института в Москве; в 18841889 годах учился в этом институте; за организацию выступления студентов был исключён и сослан под надзор полиции в Курск; там окончил землемерное училище.

Вернулся в 1892 году в Москву, вошёл в «Московский рабочий союз». Настроил печать на гектографе и распространение нелегальной литературы. С 1894 года работал в издательстве П. К. Прянишникова «Народная библиотека».

С 1895 года участвовал в работе социал-демократического кружка, позже вошедшего в «Московский рабочий союз». В 1896 году эмигрировал в Швейцарию, организовывал пересылку в Россию революционной литературы и полиграфического оборудования. После знакомства с В. И. Ульяновым (Лениным) стал активным сотрудником «Искры». Учился на естественном факультете Цюрихского университета[5].

Осенью 1898 года выехал в Англию, где участвовал в организации переселения духоборов с Кавказа в Америку. В 1899 году сопровождал в Канаду последнюю партию духоборов, затем помогал им устроиться на новых местах. Изучал жизнь и верования разнообразных сектантов, в том числе на предмет возможности рассылать сектантам «Искру»[6][7]. Вернувшись из Канады, издавал в издательстве Чертковых «Материалы к истории и изучению русского сектантства» (с 1908 году возобновил их в России под названием «Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России»). В 1909 году опубликовал собранные им в Канаде псалмы духоборовЖивотная книга духоборцев»)[8][9].

В 1903—1905 годах — заведующий экспедицией ЦК РСДРП (Женева)[Прим. 1], один из создателей архива ЦК. В 1904 году издавал специальный социал-демократический журнал для сектантов «Рассвет». В 1905 году вернулся в Россию, работал в газете «Новая жизнь». В 1905 году участвовал в подготовке вооружённого восстания в Санкт-Петербурге, организовывал подпольные склады с оружием.

В 1906—1907 годах секретарь и член редколлегии журнала «Наша мысль». В 1908—1918 годах руководил большевистским издательством «Жизнь и знание» (издательством «им. В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина»). С 1912 года член редколлегии газеты «Правда». Неоднократно арестовывался, но серьёзным преследованиям не подвергался. В 1917 году член исполкома Петроградского совета, временный редактор газеты «Рабочий и солдат» (одно из названий «Вечерний Петербург»).

В 1917 году возглавлял комендатуру района Смольный — Таврический дворец. Был управляющим делами Совета Народных Комиссаров до октября 1920 года.

Одновременно в декабре 1917 — марте 1918 года был председателем Комитета по борьбе с погромами, в феврале — марте 1918 года — членом Комитета революционной обороны Петрограда. С 1918 года — управляющий делами СНК РСФСР. Принимал активное участие в национализации банков, в подготовке переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года[10]. Завизировал Постановление СНК РСФСР от 05.09.1918 «О красном терроре».

С марта 1918 года — заместитель председателя Совета врачебных коллегий. В 1919 году — председатель Комитета по сооружению санитарно-пропускных пунктов на московских вокзалах и Особого комитета по восстановлению водопровода и канализации Москвы. В 1918—1919 годах — руководитель издательства ЦК РКП(б) «Коммунист». В 1918 году избран действительным членом Социалистической академии общественных наук, в 1918—1920 годах издал ряд книг: «Кровавый навет на христиан», «Волнения в войсках и военные тюрьмы» и др. Как специалист по вопросам религиозного сектантства, стал одним из инициаторов и разработчиков Декрета СНК РСФСР от 4 января 1919 года об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям (тем самым, Советская Россия стала третьей страной в мире после Англии и Дании, предоставившей свободу выбора альтернативной службы взамен военной по религиозным убеждениям).[11]

После смерти Ленина перешёл к научной работе. Автор сочинений по истории революционного движения в России, истории религии и атеизма, сектантству, этнографии и литературе. В 1920—1929 годах был организатором и руководителем опытного совхоза «Лесные Поляны» под Москвой[6], продукция которого прежде всего направлялась руководителям компартии[Прим. 2] и правительства.

В феврале — марте 1930 года Владимир Бонч-Бруевич был привлечён как эксперт-религиовед на судебный процесс по делу организатора и руководителя изуверской секты «Единый Храм» Дмитрия Шульца[12]. Написал большую статью об этой секте в журнале «Антирелигиозник»[13].

Инициатор создания и первый директор (1933—1945) Государственного литературного музея в Москве[14]. В 1945—1955 годах — директор Музея истории религии и атеизма АН СССР в Ленинграде.

Новодевичье кладбище

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич скончался 14 июля 1955 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Псевдонимы

Литературные псевдонимы: Б-ч, Бонч-Бр., В. Б., В. Б. Б., В. Г., В. О., В. Оль—ский, Влад. Оль—ский, Влад. Ольховский, А. Григорьев, Ив. Гаврилов, Н. Волгин, Николай Волгин, Ив. Горленко, Семен Гвоздь, Антон Кругликов, Г. Колосов, Д. Петренко, Ник. Петренко, Петрович, Северянин, Романенко, Москвич, Старожил, Дядя Том (также партийный псевдоним), Читатель, Один из провожавших, Один из публики, Товарищ, Старый товарищ.

Семья

Отец — Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич (26.10.1840 — после 1904), землемер; мать — Мария Сергеевна[15]. Брат — Михаил Бонч-Бруевич (1870—1956), русский и советский геодезист, военный теоретик, участник Первой мировой и гражданской войн.

Первая жена — Вера Михайловна Величкина (1868—1918), врач, революционер.

Вторая жена (после 1918 г.) — Анна Семёновна Тинкер (1886—1956); в первом браке была за С. И. Черномордиком (1880—1943), основателем и первым директором Музея Революции.

Адреса в Санкт-Петербурге

Награды

  • Орден Ленина (9.11.1954) — за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством.

Дань памяти

В честь В. Д. Бонч-Бруевича назван ряд улиц в странах бывшего СССР, в том числе:

Дом № 5 в Большом Кисловском переулке в Москве, где в 1928—1955 гг. жил В. Д. Бонч-Бруевич, отмечен памятной доской.

Избранная библиография

Примечания

  1. В июле 1904 решением ЦК был отстранен от руководства экспедицией за тайные поставки пораженческой литературы русским военнопленным в Японии (Фельштинский, стр. 35).
  2. С 1918 по 1991 в СССР существовала лишь одна политическая партия — РСДРП (б), она же, позднее — КПСС.

Источники

  1. Фельштинский, 2008, с. 199.
  2. «Главная идея Ленина — в избавлении от иллюзии, что государство — высшая ценность». Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 2 января 2020 года.
  3. Летопись Московского университета.
  4. Алфавитный список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Могилевской губернии: составлен в 1908 году. — Могилев: Типо-лит. Я.Н. Подземского, 1908. — С. 15. — 25 с.
  5. Деятели революционного движения в России, 1927—1934.
  6. 6,0 6,1 Эткинд А. Хлыст : Секты, литературы и революция : (Отрывки). — М., 1998.
  7. Бусел А. Секты и революция. Воронежский анархист. Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  8. Сомин Н. В. Духоборы. Православный социализм как русская идея. Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  9. Бонч-Бруевич В. Животная книга духоборцев. — СПб., 1909.
  10. Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич Архивная копия от 8 декабря 2010 на Wayback Machine Хронос
  11. Фабинский М. В. «Шатающиеся элементы крайне вредны в армии…» Освобождение от службы в РККА по религиозным убеждениям. // Военно-исторический журнал. — 2020. — № 4. — С.68—71.
  12. Брауде И. Д. Змеиное гнездо // Записки адвоката. — M.: Советская Россия, 1974. — С. 92—93. — 224 с. — (Научные труды).
  13. Бонч-Бруевич В. Д. Община единого храма (К процессу Дмитрия Шульца) // Антирелигиозник : Журнал. — 1930. — № 4.
  14. По другим данным Архивная копия от 20 октября 2013 на Wayback Machine — возглавлял музей по 1950 года
  15. Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич. Родовод. Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 июля 2014 года.
  16. Елена Владимировна Бонч-Бруевич. Родовод. Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 июля 2014 года.
  17. Обухов П. А. Владимир Бонч-Бруевич — серый кардинал Ленина…. Журнал «Самиздат» (26 марта 2013). Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  18. Виктор Леопольдович Бонч-Бруевич. Родовод. Дата обращения: 19 октября 2013. Архивировано 20 июля 2014 года.

Литература

Ссылки