Большие надежды (фильм, 1946)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Большие надежды
Great Expectations
Постер фильма
Жанр драма / мелодрама
Режиссёр Дэвид Лин
Продюсер Энтони Хейвлок-Аллан
Рональд Ним
Автор
сценария
Дэвид Лин
Рональд Ним
Энтони Хейвлок-Аллан
Сесил Макгиверн
Кэй Уолш
В главных
ролях
Джон Миллс
Джин Симмонс
Валери Хобсон
Оператор Гай Грин
Композитор Вальтер Гёр
Кинокомпания Cineguild,
General Film Distribution (международный дистрибьютор),
Universal Pictures (в США)
Длительность 118 мин.
Бюджет 350 тыс. £
Страна  Великобритания
Год 1946

«Большие надежды» (англ. Great Expectations) — британская экранизация одноимённого романа Чарльза Диккенса, которая была поставлена в 1946 году Дэвидом Лином. Считается эталоном экранизации литературного произведения и едва ли не лучшим фильмом по мотивам произведений Диккенса[1][2][3]. В 1999 году Британский институт кино включил «Большие надежды» в пятёрку лучших фильмов в истории национального кинематографа.

Сюжет

Запутанный сюжет романа в фильме сведён к нескольким основным линиям. Мальчик-сирота по имени Пип, живущий на берегу моря в доме старшей сестры и ее мужа-кузнеца Джо, встречает на кладбище жуткого беглого каторжника. Поддавшись на его угрозы, мальчик приносит ему из дома съестные припасы и напильник, чтобы тот смог избавиться от кандалов. Однако каторжник вскоре попадает в руки полиции и отправляется отбывать наказание в далёкую Австралию (бывшую в то время британской колонией).

Мисс Хэвишэм, пожилая и состоятельная дама, уже много лет как отгородилась от мира (и даже от солнечного света) в стенах своего пышного особняка. В поисках товарища для игр своей приёмной дочери Эстеллы она останавливает свой выбор на Пипе. Мальчик сразу влюбляется в заносчивую высокомерную девочку, которая воспитана так, чтобы разбивать мужские сердца. Через некоторое время мисс Хэвишем приказывает им расстаться: Эстеллу отправляют учиться во французский пансион.

Проходят годы. Пип работает работает в кузнице под руководством Джо. Однажды в их кузницу заходит адвокат Джеггерс, который сообщает Пипу, что его клиент, пожелавший остаться неизвестным, хочет обеспечить Пипа «блистательным будущим», для чего тот должен отправиться в Лондон и стать джентльменом. Юноша быстро осваивается в столице и вливается в высшее общество. Ему невдомёк, что средства на его роскошную жизнь предоставляет вовсе не мисс Хэвишем, а тот самый каторжник, которому он когда-то протянул руку помощи…

В ролях

Работа над фильмом

Сценарий фильма родился из пьесы с участием тех же актёров — Алека Гиннесса (Херберт Покет) и Мартиты Хант (мисс Хэвишем). Эта постановка убедила Дэвида Лина в возможности без существенных потерь сократить число персонажей и сюжетных линий романа. Подготовкой сценария заведовал он сам. По мнению Р. Эберта, создателям ленты удалось вместить в 2-часовой хронометраж весь потенциал 525-страничного романа[3]. Пессимистический финал книги был смягчён в угоду публике[3], критике буржуазного общества тоже не нашлось места в фильме, зато в отношения Пипа с Хербертом Покетом добавился элемент лёгкой гомоэротики[1][4].

Фильм «Большие надежды» впервые познакомил широкую публику со знаменитыми впоследствии актёрами Алеком Гиннессом и Джин Симмонс. В роли 20-летнего Пипа режиссёр видел только 38-летнего Джона Миллса с его прямодушным, открытым лицом. Многих современных зрителей шокирует появление актёра не первой молодости в роли юного Пипа[1][3]. Не менее спорным считается приглашение 30-летней Валери Хобсон на роль 17-летней Эстеллы[5].

Успех

Выход фильма был встречен благосклонными рецензиями по обе стороны Атлантики. Оператор и художник-постановщик были удостоены престижной премии «Оскар»; кроме того, лента получила номинации в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура» и «лучший сценарий». Вдохновлённый успехом, Лин принялся за постановку другого романа Диккенса — «Оливера Твиста». С этого времени инициативу в экранизации произведений английского классика у Голливуда перехватили англичане.

По мнению Р. Эберта, сцены на кладбище в начале ленты повлияли на эстетику кормановского хоррора, а сцены в доме мисс Хэвишем вдохновляли Билли Уайлдера при работе над декорациями классического нуара «Бульвар Сансет» (1950)[3].

Оценки

Критика

Ричард Уиннингтон из News Chronicle писал: «Диккенс никогда раньше не был экранизирован так продуктивно».

Критик Роджер Эберт отметил, что картина «величайшая из всех экранизаций Диккенса»[6].

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 100%, на основании 27 рецензий критиков, со средним баллом 8.4 из 10[7].

Касса

Картина стала третьим по популярности фильмом в британском прокате в 1947 году[8] и самым популярным фильмом в канадском прокате в 1948 году[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Great Expectations — Cast, Reviews, Summary, and Awards — AllRovi Архивная копия от 6 декабря 2011 на Wayback Machine
  2. Great Expectations | Film | The Observer
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Great Expectations :: rogerebert.com :: Great Movies. Дата обращения: 10 июня 2022. Архивировано 9 октября 2012 года.
  4. В год выхода фильма Гиннесс был арестован Архивная копия от 17 февраля 2012 на Wayback Machine за совершение гомосексуальных действий в общественном туалете. В полиции он представился именем своего персонажа, Херберта Покета, благодаря чему эпизод не получил огласки.
  5. Great Expectations | Film | The Guardian. Дата обращения: 3 декабря 2011. Архивировано 29 апреля 2012 года.
  6. Roger Ebert. Great Expectations movie review (1946) | Roger Ebert (англ.). www.rogerebert.com. Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  7. Great Expectations (1947) (англ.). Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  8. Anna Neagle Most Popular Actress (англ.), Sydney Morning Herald (NSW : 1842 - 1954) (3 янв 1948), С. 3. Дата обращения 18 февраля 2020.
  9. Screen Volume 32 Issue 3 (англ.). — 115 p.

Ссылки