Бокшанская, Ольга Сергеевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ольга Бокшанская
Ольга Бокшанская.jpg
Имя при рождении Ольга Сергеевна Нюренберг (Нюрнберг)

Ольга Сергеевна Бокшанская (урождённая Нюренберг; 9 декабря 1891, Дерпт, Лифляндская губерния — 12 мая 1948, Москва) — секретарь дирекции МХАТа и личный секретарь Владимира Немировича-Данченко (с 1919 года).

Дочь журналиста Сергея Нюренберга. Старшая сестра Елены Булгаковой, третьей жены писателя и драматурга Михаила Булгакова. Оставила обширное эпистолярное наследие, отражающее внутреннюю жизнь театра в 1920—1940-х годах[1].

Является прототипом Поликсены Торопецкой в «Театральном романе» М. А. Булгакова[1].

Биография

Родилась 8 декабря 1891 года в 7 часов 15 минут утра в Юрьеве[2], где в ту пору занимался преподавательской деятельностью её отец. В 1891 году он, ранее принявший лютеранство, перешёл в православие, одновременно сменив свою первоначальную фамилию Ниренберг на Нюренберг. С 1888 года стал печататься в «Рижском вестнике», затем стал секретарём редакции в Юрьеве и в конце концов решил посвятить себя журналистике и общественной деятельности, переехав в Ригу.

В сферу интересов семьи входил театр: Нюренберг ратовал за процветание русского театра в Риге, он организовал первые театральные постановки в стенах русского финансового общества «Улей», а затем способствовал формированию первой постоянной труппы. Домашние спектакли в семье Сергея Марковича были обычным делом. Его внук Оттокар Александрович Нюрнберг, вспоминал: «…отец Елены, человек весьма одарённый, не только основал местный русский драматический театр, но и помимо своей работы в течение некоторого времени писал критические статьи о театре для нескольких газет в Петербурге. К тому же в доме Нюренбергов усердно ставились пьесы, как это было принято в семьях русской интеллигенции. Александр был режиссёром и всегда претендовал на заглавные мужские роли. Главные женские роли играла тщеславная Ольга, реже менее эгоистичная Елена, в то время как Константин к актёрской деятельности не допускался и должен был управлять занавесом»[2].

Сохранился дом (ул. Феллинская, д.1, в 1930-е годы нумерация была изменена на д.3[3]), в котором Нюренберги жили в первый рижский период[4][5]. В семье, кроме Ольги и Елены, были сыновья Александр (1890—1964) и Константин (1895—1944)[6].

Получила образование в Рижской Ломоносовской женской гимназии[7].

В 1908 году семья переехала в Петербург. Пожив там некоторое время, пытаясь осесть в Минске и Белостоке, Нюренберги окончательно переселились в Москву, где и жили до революции.

Когда в 1912 году к 19-летней Елене посватался армейский офицер, поручик Владимир Осипович (Иосифович) Бокшанский, она уговорила его жениться на её старшей сестре Ольге, которая была в него влюблена[8]. Бокшанский с началом Первой мировой войны ушёл на фронт, в октябре 1914 года был ранен[9].

Литературовед М. О. Чудакова со слов Елены Сергеевны писала о семейной жизни её старшей сестры: «Сестра была влюблена в поручика Бокшанского. Е.С. сделала так, что Бокшанский, сначала будто бы влюблённый в неё, полюбил всё же Ольгу… Пришёл с предложением. Отец, Сергей Маркович, вызвал его в кабинет и не советовал — дурной характер. Тот всё же женился… потом, через месяц, пришёл в ужас: „С ней жить нельзя!“ (избалована и прочее). Е.С. ходила с ним, уговаривала… В 1915 г. переехали в Москву. Бокшанский был на фронте, приезжал в отпуск. Ольга подолгу не выходила, прикалывала банты — „Подожди!“ — и если через полчаса зайти к ним в комнату, они сидели в разных углах и читали… Потом Ольга совершенно переменилась… У неё были опущенные веки (болезнь). Глаз почти не было видно… Но она выучилась такой мимике, что это было не очень заметно <демонстрирует несколько надменную гримасу>. Операцию один раз делали, другой раз она сама не стала — 4 часа без наркоза. Она была предана театру безмерно — поступила туда в 1918 г. — секретарём. Брали меня — но она просила меня уступить»[2].

Таким образом, в 1915 году Ольга устроилась на работу во МХАТ, секретарём-машинисткой, и выполняла свою работу великолепно. Известно, что она под диктовку К. С. Станиславского напечатала рукопись книги «Моя жизнь в искусстве», а затем перепечатала её 4 раза.

В 1925 году Ольга Сергеевна познакомилась с М.А. Булгаковым, который пришёл в театр как автор пьесы «Белая гвардия». Ольга Бокшанская напечатала пригласительные билеты на спектакль «Дни Турбиных» (это компромиссное название было найдено к осени 1926 года, так как в письме совету и дирекции от 4 июня 1926 года Михаил Афанасьевич выразил несогласие с предложенным дирекцией для пьесы заглавием «Перед концом»). Два пригласительных драматург послал писателю В. В. Вересаеву и его супруге[2].

Когда Бокшанская стала личным секретарём В. И. Немировича-Данченко, «в театре была важным лицом, и чем дальше, больше. Она обладала даром чётко схватывать театральную ситуацию и излагать её существо», — писал исследователь театра А. М. Смелянский. Его коллега А. Н. Барков даже полагал, что Бокшанская «…занимала более высокую иерархическую ступень, чем её шеф»[2].

Ольга Сергеевна выезжала с театром на различные зарубежные гастроли, в том числе неоднократно бывала в Риге у матери, которая жила на Альбертовской улице, дом 2, кв. 1. В 1935 году она провела у матери несколько месяцев, с 17 июля по 15 октября[2].

После женитьбы Булгакова на Елене Сергеевне Бокшанская часто бывала у них. Её рассказы о закулисной жизни театра дали писателю материал для «Театрального романа». Поначалу Булгаков относился к Ольге Сергеевне по-родственному, но постепенно его стали раздражать её бесцеремонность и властность, а также склонность к фантазиям…[2]

В 1938 году руками Ольги Сергеевны под диктовку М. А. Булгакова всего за 2 недели впервые была отпечатана рукопись «Мастера и Маргариты». «Моя уважаемая переписчица, — отчитывался М. Булгаков в письме жене, — очень помогла мне в том, чтобы моё суждение о вещи было самым строгим. На протяжении 327 страниц улыбнулась один раз на странице 245-й („Славное море“…). Почему это именно её насмешило, не знаю. Не уверен в том, что ей удастся разыскать какую-то главную линию в романе, на зато уверен в том, что полное неодобрение этой вещи с её стороны обеспечено. Что и получило выражение в загадочной фразе: „Этот роман — твоё частное дело“ (?!). Вероятно, этим она хотела сказать, что она не виновата!»[2].

Несмотря на сложные с Михаилом Афанасьевичем отношения, после его смерти Ольга Сергеевна говорила, что он был «по-настоящему неисчерпаемый человек», личность «потрясающего обаяния и интереса», художник «необычайной одарённости»[2].

Ольга Сергеевна скончалась в Москве 12 мая 1948 года. Её прах после кремации тела Елена Сергеевна отвезла в Ригу и захоронила на Покровском кладбище в могиле отца[2].

Память

Надгробие С. М. Нюренберга и О. С. Бокшанской на Покровском кладбище в Риге.

Интерес к истории семьи С. М. Нюренберга возродила литературовед Лидия Яновская, первый публикатор и комментатор дневников и воспоминаний Е. С. Булгаковой[10]. В своей книге «Записки о Михаиле Булгакове» (1997)[11] она впервые опубликовала целый ряд найденных ею архивных документов, рассказала о поисках рижских адресов Нюренбергов и мест захоронения, впервые процитировала дневник С. М. Нюренберга. В 2000 году глава об этом была перепечатана журналом «Даугава»[12].

В 2020 году рижский меценат Евгений Гомберг инициировал установку мемориальной доске на доме в Риге, где жила семья Нюренбергов до революции. В ходе подготовки проекта выяснилось, что местом жительства семьи был не дом номер 1 на улице Феллинской, а номер 3. Нумерация дома была изменена в 1930-е годы, когда новые рижские власти были одержимы идеей наведения порядка и присвоили угловому дому с ул. Элизабетес, ранее значившемуся под адресом Элизабетес, 9А, другой адрес — Феллинская, 1. А дом под номером один при этом стал номером три. Гомберг назвал это открытием в булгаковедении, в котором ранее описывался угловой дом, а не тот, где реально жила Елена Сергеевна. Отклик общественности на идею установки мемориальной доски был так велик, что средств хватило не только на работу художника Яниса Струпулиса, но и на восстановление захоронений С. М. Нюренберга и его дочери О. С. Бокшанской на рижском Покровском кладбище. Ольга была кремирована в Москве, откуда Булгакова и привезла прах для захоронения в Риге в 1948 году. В 1967 году Елена Сергеевна пыталась перезахоронить отца и сестру рядом с матерью на Вознесенском кладбище, но не получила разрешения[2].

Места захоронений, в том числе гранитную доску с посвящением О. С. Бокшанской от МХАТа, обнаружила рижский краевед Светлана Видякина. Она же нашла для установки каменный крест и голгофу для памятника. Надгробие было обновлено в октябре 2020 года[3].

Семья

Примечания

  1. 1,0 1,1 МХАТ им. А. П. Чехова: Ольга Сергеевна Бокшанская. Дата обращения: 22 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Николай Блохин. Младший брат Елены Булгаковой. www.promegalit.ru. Евразийский журнальный портал. Дата обращения: 17 ноября 2020. Архивировано 16 августа 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Яхимович, Илона Александровна. "Муза Воланда": в Риге увековечили память Елены Булгаковой. lr4.lsm.lv. Латвийские общественные медиа (29 июля 2020). Дата обращения: 3 ноября 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  4. Лидия Яновская. Записки о Михаиле Булгакове. — Тель-Авив: Moria, 1997. — ISBN 965-339-012-0.; Записки о Михаиле Булгакове. — 3-е изд.. — М.: Текст, 2007. — С. 239—318. — ISBN 978-5-7516-0660-2.
  5. Елена Булгакова —. www.russkije.lv. Дата обращения: 9 декабря 2019. Архивировано 16 августа 2021 года.
  6. Яновская Л. Елена Булгакова, её дневники, её воспоминания Архивная копия от 8 июля 2015 на Wayback Machine, Вступительная статья к изд.: Дневник Елены Булгаковой. — М.: Книжная палата, 1990. — ISBN 5-7000-0179-9
  7. Энциклопедия, 1998, с. 118.
  8. Елена Прокофьева, Татьяна Умнова. Легенды довоенной Москвы. — Litres, 2020-03-11. — 348 с. — ISBN 978-5-04-014112-8.
  9. Список убитых и раненых в бою, журнал "Разведчик", № 1249 (7 октября 1914). Архивировано 23 апреля 2017 года. Дата обращения 17 ноября 2020.
  10. Яновская Л. Елена Булгакова, её дневники, её воспоминания Архивная копия от 8 июля 2015 на Wayback Machine, Вступительная статья к изд.: Дневник Елены Булгаковой. М.: Книжная палата.-1990. — ISBN 5-7000-0179-9
  11. Лидия Яновская. Записки о Михаиле Булгакове. — Тель-Авив: Moria, 1997. — ISBN 965-339-012-0. [www.belousenko.com/books/litera/janovskaja_bulgakov_2.pdf Записки о Михаиле Булгакове]. — 3-е изд.. — Москва: Текст, 2007. — С. 239—318. — ISBN 978-5-7516-0660-2.
  12. Лидия Яновская. Королева моя французская…. Рига: Даугава, 2000. № 5.

Библиография

  • Булгаков Михаил Афанасьевич. Письма. Жизнеописание в документах. — М.: Современник, 1989.
  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988.
  • Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1998. — 592 с. — (Ad Marginem). — ISBN 5-320-00143-6.

Ссылки