Боковой базовый обтекатель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Полуприцеп с установленным на нём боковым базовым обтекателем

Боково́й ба́зовый обтека́тель — аэродинамическое устройство, применяемое на полуприцепах седельных автопоездов и представляющее собой фиксируемые к базе полуприцепа боковые панели. При использовании подобных обтекателей аэродинамическое сопротивление, вызываемое турбулентными потоками воздуха под базой прицепа, уменьшается, что приводит к большей эффективности работы двигателя тягача. Агентство по охране окружающей среды США признаёт подобного рода обтекатели эффективным средством снижения расхода топлива[1]. По данным этой организации, применение боковых базовых обтекателей позволяет снизить потребление топлива на 4-7.5 % (в зависимости от скорости автопоезда и модели обтекателя)[2], однако имеются и более высокие оценки (см. ниже).

В настоящее время боковые базовые обтекатели широко применяются в США (по некоторым оценкам, в 2014 году их использовало более 80 % компаний, занимающихся грузоперевозками)[3].

Устройство

Боковые базовые обтекатели представляют собой панели, фиксируемые к нижним краям базы полуприцепа и закрывающие просвет между передними и задними колёсами. Эти обтекатели производятся, как правило, из алюминия, пластика или стекловолокна; пластиковые обтекатели наиболее устойчивы к повреждениям[4]. Обтекатели могут иметь модульное строение, что позволяет устанавливать их на прицепы различной длины[5]. Масса обтекателей составляет 70-160 кг[6]. Для установки подобных обтекателей требуется около 3-5 человеко-часов[6].

Эффективность

По различным данным, использование боковых базовых обтекателей позволяет уменьшить расход топлива на 4-15 % (в зависимости от различных характеристик используемых моделей):

  • По данным Агентства по охране окружающей среды США разные модели обтекателей экономят от 3 до 5 процентов топлива[2]. При этом совместное использование боковых базовых обтекателей с тыльными обтекателями повышает экономичность до 9 процентов.
  • Исследование, проведённое SAE, показало, что боковые базовые панели уменьшают расход топлива не менее, чем на 4 %[7].
  • Исследование, проведённое в Делфтском техническом университете, показало, что отдельные модели боковых базовых обтекателей позволяют сэкономить даже 15 процентов топлива[8].

В общем случае обтекатели с уменьшенным клиренсом дают бо́льшую экономию топлива[4]. Отмечается, что грузовики, снабжённые боковыми базовыми обтекателями, более устойчивы к воздействию бокового ветра, а также дают меньше брызг[6].

Стоимость

По состоянию на 2009 год стоимость боковых базовых обтекателей в Канаде составляла около 1500-3000 канадских долларов (1300—2700 долларов США)[6]. Срок окупаемости обтекателей оценивается в 7-18 месяцев (в зависимости от модели)[6].

Источники

  1. Learn About SmartWay Verified Aerodynamic Devices (англ.). U.S. Environmental Protection Agency. Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
  2. 2,0 2,1 SmartWay Verified List of Aerodynamic Devices (англ.). U.S. Environmental Protection Agency. Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
  3. Jill Dunn. Study: Fuel efficiency efforts pay off for carriers (англ.). Commercial Carrier Journal — Fleet Management Magazine. Randall-Reilly (September 8, 2014). Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 21 сентября 2016 года.
  4. 4,0 4,1 Trailer skirts: A proven fuel-saver (англ.). trucknews.com. Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  5. New Aerodynamic Trailer Skirt Technology Introduced (англ.). truckinginfo.com (March 26, 2013). Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Trailer side skirts (англ.) (недоступная ссылка). On the Road to a fuel-efficient truck: A Guide for Purchasing Aerodynamics for Heavy-Duty Tractors and Trailers. Natural Resources Canada (September, 2009). Дата обращения: 24 августа 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. Richard Wood. EPA Smartway Verification of Trailer Undercarriage Advanced Aerodynamic Drag Reduction Technology. SAE International (September 24, 2012). Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 10 сентября 2016 года.
  8. Aerodynamic Truck Trailer Cuts Fuel And Emissions By Up To 15 Percent. sciencedaily.com (April 22, 2008). Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 10 сентября 2016 года.