Бои за Барнаул (1918)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бой за Барнаул
Основной конфликт: Гражданская война в России
Дата 1315 июня 1918
Место Барнаул и окрестности
Итог Победа белых, взятие ими Барнаула
Противники

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Красная гвардия
Красный флаг венгры-интернационалисты

Сибирская армия
Чехословацкий корпус

Командующие

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика И. В. Присягин
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика М. К. Цаплин
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Н. Д. Малюков

В. С. Сергеев
Н. Д. Травин
К. Гусарек

Силы сторон

неизвестно

1000 человек
400человек
1 бронепоезд

Потери

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика+Красный флаг 160 человек

+ 50 человек

Бои за Барнаул — серия вооруженных столкновений между красногвардейцами Барнаула и белогвардейцами 13 — 15 июня 1918 года во время Гражданской войны. В результате боев город был взят белыми.

Предыстория сражения

После Октябрьской революции 1917 года советская власть в Сибири просуществовала недолго. Белогвардейцы, объединив силы с чехословацкими легионерами, выступили вдоль всей Транссибирской железнодорожной магистрали. Одним из центров выступления стал Ново-Николаевск, где переворот произошёл в ночь с 25 на 26 мая 1918 года. А на следующий день после свержения советской власти стали сколачиваться антибольшевистские добровольческие отряды из бывших солдат-фронтовиков, офицеров и студентов, интеллигенции.

Для обеспечения прикрытия со стороны Барнаула один из руководителей чехов — капитан Р. Гайда выслал на Алтайскую железную дорогу эшелон. Солдаты, отогнав большевиков от Ново-Николаевска, медленно продвигались на юг, попутно восстанавливая ранее разобранный железнодорожный путь. В отечественной историографии есть несколько версий дальнейших событий: советские источники говорят о том, что чехи дошли до станции Алтайской, откуда были выбиты красногвардейцами; по документам самих легионеров, эшелон добрался лишь до станций Усть-Тальменская и Повалиха, после чего был отозван назад.

Барнаульские красногвардейцы, узнав о мятежном корпусе, выехали по направлению к Ново-Николаевску. При этом вся железнодорожная линия была объявлена на военном положении. Главным комендантским пунктом было решено оставить станцию Алтайская. Предполагалось, что основная линия обороны будет проходить в районе станции Черепаново, поэтому борьбу на этом участке было решено назвать Черепановским фронтом.

1 июня уполномоченными Временного Сибирского правительства был подписан приказ о мобилизации: все офицеры и военные чиновники обязаны были вступить в ряды Сибирской армии, прочие граждане приглашались добровольцами. Среди первых задач вооруженных сил белых был захват Алтайской железной дороги.

4 июня из Ново-Николаевска выступили чехословацко-белогвардейские подразделения: две роты чехословаков под началом подпоручика Чесновского, рота Новониколаевского полка во главе с поручиком В. С. Сергеевым и Томский офицерский отряд капитана Н. Д. Травина. Общее руководство было возложено на чешского поручика К. Гусарека.

5 июня со станции Черепаново вышел эшелон барнаульских красногвардейцев, а также отряд красногвардейцев из Бийска под командованием Захара Двойных, который на подступах к станции Евсино встретился с эшелоном противника. На вооружении бийчан имелись две пушки екатерининских. Между красными и белыми завязалась перестрелка, в ходе которой барнаульцам пришлось отступить, попутно разрушая мосты и железнодорожный путь.

8 июня белые предприняли попытку форсировать Чумыш, но под огнём красногвардейцев вынуждены были отступить. Тогда нападавшие решили зайти с тыла, спустились вниз по течению реки и ночью переправились на левый берег в районе деревни Кашкарагаихи. Белые намеревались разрушить в тылу у красных железнодорожный путь, после чего одновременно ударить с двух сторон.

9 июня красногвардейцы получили сведения, что у них в тылу враг занял железнодорожную казарму, что находилась примерно в 7 километрах к югу (ныне — станция Среднесибирская). С наступлением темноты отряды бийчан и барнаульских железнодорожников незаметно снялись с позиций и двинулись пешим порядком в тыл, чтобы атаковать обходную колонну противника и восстановить связь со штабом фронта. Красные быстро заняли казарму, белогвардейцы отступили, оставив на поле сражения убитых и раненых. Однако вскоре белые предприняли контратаку и отогнали барнаульцев от казарм, вынудив их отступить до разъезда Озёрки и далее до станции Алтайская.

10 июня из Барнаула на станцию Алтайская прибыли члены барнаульского ВРК. Они созвали митинг, на котором объявили о необходимости удержать станцию — важный железнодорожный узел, который преграждал неприятелю путь к Барнаулу и Бийску. После чего красногвардейцы при помощи местных жителей отрыли окопы и заняли новый оборонительный рубеж на подступах к станции, по обеим сторонам моста через реку Чесноковку. Однако боя на станции так и не произошло.

Утром 11 июня из Барнаула было получено известие о том, что ночью в городе вспыхнуло восстание белогвардейского подполья. Требовалось сниматься с позиций и отправляться назад для подавления мятежа. Белогвардейцы действовали по согласованности с Новониколаевском и выступление в Барнауле началось в наиболее благоприятный момент, когда основные силы красных были брошены на фронт. Лишь вернув свои вооруженные отряды назад в город, восстание удалось подавить. В это же время чехословацко-белогвардейские подразделения заняли станцию Повалиха. Там им достался брошенный эшелон красных и подробная карта окрестностей Барнаула. Там же они узнали, что из Ново-Николаевска по Оби движется на пароходах подкрепление — более 200 бойцов под командованием полковника А. А. Будкевича.

12 июня белые без боя заняли станцию Алтайскую и расположили здесь свой штаб.

Ход сражения

Мост через Обь, соединявший Барнаул и станцию, был занят коммунистами. На последнем пролёте они сняли рельсы и установили там два гружённых балластом вагона. На другом конце переправы была сооружена баррикада и установлен пулемёт. Высокий левый берег реки являлся надежной естественной преградой, которую укрепили окопами. Белогвардейцы воздержались от прямого штурма моста и начали обстреливать позиции коммунистов с помощью тяжелых орудий.

Железнодорожный мост в Барнауле. Склейка из кинохроники 1919 года

Поручик К. Гусарек, руководивший чехами, решил провести обходной манёвр и переправиться через Обь в другом месте. В ночь на 14 июня рота солдат перебралась через реку около деревни Гоньба в 20 км к северо-западу от Барнаула и соединилась с силами полковника Будкевича и барнаульскими повстанцами, которые стояли к тому времени у села Власиха. Таким образом, город был окружён плотным полукольцом сил — на севере находилось отделение капитана Ерохина, на юге — новониколаевский отряд поручика Лукина. Кроме того, к новониколаевцам присоединился отряд томских добровольцев во главе с капитаном Степановым, которым удалось форсировать реку в районе Бобровского затона.

Вечером 14 июня началось наступление на город одновременно со всех направлений. Под прикрытием артиллерийского обстрела белые постепенно сжимали полукольцо. У оборонявшихся коммунистов заканчивались боеприпасы, поэтому руководители губревкома М. К. Цаплин и И. В. Присягин приняли решение оставить Барнаул и пробиваться по железной дороге к станции Алейская. Поэтому с наибольшим ожесточением коммунисты обороняли подступы к вокзалу: железная дорога оставалась единственной надеждой на спасение. Наступление на этом участке велось отделением капитана Николаева и 8-ой чехословацкой ротой, а также отрядом барнаульских белогвардейцев во главе с Ракиным. Капитану Николаеву пришлось дважды отражать мощные контратаки интернационалистов, но в конце концов белые вынуждены были оставить позиции и начали отходить к деревне Гоньба, оттягивая на себя часть красногвардейских сил, чтобы дать возможность южной группе ворваться в город.

Между тем коммунисты спешным порядком подготовили несколько эшелонов для эвакуации. Из числа городской буржуазии было взято 40 человек заложников — на случай, если путь к отступлению окажется отрезан. И вот утром 15 июня последний эшелон покинул город. Его отход прикрывала небольшая группа мадьяр,[1]

Итоги

Памятник в Нагорном парке Барнаула на месте казни в июне 1918 г. чехословаками большевиков и депутатов городского Совета

В городе была установлена власть Временного Сибирского правительства. 16 июня в город прибыл командующий Сибирской армией полковник А. Н. Гришин-Алмазов.

Отступившие из Барнаула красногвардейцы у станции Алейская объединились в один отряд, который под командованием П. Ф. Сухова и Д. Г. Сулима два месяца пытался пробиться на соединение с Красной армией, пока не был уничтожен в Горном Алтае правительственной Алтайской экспедицией В. И. Волкова, специально отправленной для ликвидации этого отряда красногвардейцев. Большевистские руководители Кауфман А. А., Денисов С. К. , Дрокин Е. П., М. К. Цаплин, И. В. Присягин, М. А. Фомин, Казаков, Карев, Сычев попали в плен и были казнены.

Литература

  • Барнаул: Энциклопедия / Под ред. В. А. Скубневского. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. — ISBN 5-7904-0140-6.
  • Бородкин П., Ельков Ф., Усатых В., Фомин А. Первые испытания. Барнаул, 1966.
  • Конов А. А. Воспоминания о борьбе красногвардейцев с белочехами на Черепановском фронте в 1918 году. ЦХАФ АК, Ф. 5876, оп. 4, ед. хр. 40, л. 25-30.
  • Симонов Д. Г., Свержение советской власти в Сибири летом 1918 года // Проблемы истории гражданской войны на востоке России. Бахрушинские чтения 2003 г. Новосибирск, 2003.
  • Соловьев В. С. Воспоминания об обороне Барнаула от белочехов в 1918 г. ЦХАФ АК, Ф. 5876, оп. 6, ед. 61

Примечания

  1. Вдовин Андрей Николаевич. О тех далеких днях.... samlib.ru. Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 10 июля 2015 года.

Ссылки