Боголюбский, Николай Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Иванович Боголюбский
Научная сфера богословие
Учёная степень магистр богословия (1887)
Известен как один из руководителей обновленчества

Никола́й Ива́нович Боголю́бский (27 октября [8 ноября] 1856, Самарская губерния — 1 октября 1926, Москва) — русский богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества.

Биография

Родился 27 октября (8 ноября1856 года в семье протоиерея Самарской епархии. Окончил Самарскую духовную семинарию (1876) и Московскую духовную академию (1880) со степенью кандидата богословия. С 30 июля 1880 года по 10 марта 1883 года преподавал греческий язык в Подольской духовной семинарии. В апреле 1883 года рукоположен в диаконе и священника с определением к Скорбященской церкви при Самарском тюремном замке. В 1884—1897 годах был законоучителем в самарской женской гимназии; кроме этого преподавал греческий язык в самарской духовной семинарии.

После защиты в Московской духовной академии диссертации «Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством» (1885) был утверждён в степени магистра богословия (1887).

Возведён в сан протоиерея (1892). Состоял настоятелем Казанского собора Самары (с 6 июня 1891 года). С 16 июля 1897 года — ректор Самарской духовной семинарии и редактор «Самарских епархиальных ведомостей».

В марте 1902 года он стал профессором православного богословия Московского сельскохозяйственного института и настоятелем институтской церкви. В 1903 году вышли в свет его брошюры «О свойствах сердца Божия» и «Дело искупления рода человеческого, совершенное Иисусом Христом», написанные под сильным влиянием «юридической теории» спасения.

С 1907 года он являлся членом Московского духовного цензурного комитета, с 1909 года — профессором богословия Московского коммерческого института.

В феврале 1911 года Н. И. Боголюбский был назначен ординарным профессором богословия Московского университета и настоятелем (с марта 1911) университетской церкви. В 1913 году Боголюбским был издан курс лекций «Богословие в апологетических чтениях», основной целью которого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма.

В марте 1917 года был избран в Московский епархиальный совет, 1 июня был избран председателем Всероссийского съезда духовенства и мирян, а 17 января 1918 года председательствовал на заседании совета Союза духовенства и мирян, созданного для защиты московских монастырей и приходов от посягательств советской власти.

С осени 1918 года стал преподавать историю и философию религий на историко-философском факультете Московского университета; был ректором Православной народной академии богословских наук, в которой читал курс «Христианское миропонимание (догматика и апологетика)».

После закрытия университетского храма назначен в Богоявленский Елоховский собор, а затем настоятелем храма Большого Вознесения. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, вошёл в состав обновленческого Высшего церковного управления. В мае 1923 года участвовал в обновленческом «Втором Всероссийском поместном соборе» (первом обновленческом), где был избран в состав Высшего церковного совета.

Умер 1 октября 1926 года без покаяния в обновленческом расколе. Похоронен на Семёновском кладбище.

Сочинения

  • Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством (магистерская диссертация, изд.: Самара, 1885).
  • О свойствах сердца Божия и Дело искупления рода человеческого, совершенное Иисусом Христом (1903)
  • Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях // «Богословский вестник». — 1907.
  • Богословие в апологетических чтениях (курс лекций, 1913).

Литература

Ссылки