Перейти к содержанию

Богатырёв, Семён Семёнович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Семён Семёнович Богатырёв
Основная информация
Полное имя Семён Семёнович Богатырёв
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии композитор, музыковед, музыкальный педагог
Жанры классическая музыка
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1946
Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1946

Семён Семёнович Богатырёв (1890—1960) — советский музыковед, композитор, доктор искусствоведения, профессор и проректор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).

Биография и творчество

В 1907—1912 изучал право на юридическом факультете Харьковского университета, затем учился в Санкт-Петербургской консерватории у Я. Витолса, В.П. Калафати и М.О. Штейнберга. По её окончании (1915) некоторое время преподавал теорию музыки и композицию там же, после чего перешёл в Харьковскую консерваторию (до 1941 с перерывом в 1919—1922; с мая по октябрь 1941 — ректор). Во время войны работал в Киевской консерватории, откуда был эвакуирован в Свердловск. С 1943 Богатырёв — профессор классов композиции и контрапункта, проректор Московской консерватории. В 1947 он получил степень доктора искусствоведения за диссертацию на тему двойного канона.

Научные интересы Богатырёва были связаны с теорией контрапункта, в которой он являлся последователем С.И. Танеева в идеях математического обоснования контрапунктических комбинаций. В своём масштабном труде «Обратимый контрапункт» (Москва, 1960) Богатырёв исследовал инверсию и обращение контрапункта, а также частично его ракоходный вариант — ранее почти не исследованные области. Эта работа предлагает способы решения проблем контрапункта в современной европейской музыке, однако Богатырёв не питал к ней особых симпатий, хотя и активно изучал творчество А. Шёнберга и П. Хиндемита. Стиль Богатырёва-композитора близок к русскому академизму конца XIX века. Перу композитора принадлежат симфонические и камерные сочинения, однако он наиболее известен тем, что в 1951—1955 реконструировал Симфонию ми-бемоль мажор П. И. Чайковского. Реконструкция Богатырёва получила широкое распространение и исполнялась крупными российскими и зарубежными дирижёрами[1].

Похоронен на Ваганьковском кладбище (37 уч.)[2].

Известные ученики

Сейчас трудно с полной достоверностью установить точное число всех учившихся у Богатырёва. Ясно лишь, что оно должно исчисляться сотнями. Многие музыканты, учившиеся у него в 1920-е и 30-е годы, вели большую творческую и административную работу. Особенно много их на Украине, так как свыше двух десятков лет педагогическая деятельность Семёна Семёновича была связана с этой советской республикой.

Среди учеников Богатырёва — композиторы, музыковеды, дирижёры, в том числе И. Аркин, В. Барабашов, О. Берндт, К. Богуславский, В. Борисов, Г. Бортновская, Л. Вербовский, Г. Гармаш, О. Гордели, А. Дашевский, И. Дунаевский, А. Жук, Д. Житомирский, З. Заграничный, А. Караманов, Д. Клебанов, Б. Кожевников, Н. Коляда, Э. Лазарев, А. Лазаренко, А. Лебедев, А. Литвинов, В. Нахабин, В. Овчинников, В.Кикта, М. Парцхаладзе, В. Рыбальченко, Д. Салиман-Владимиров, С. Сароян, Ю. Саульский, А. Сироткин, И. Способин, А. Стеблянко, М. Тиц, В. С. Тольба, Г. Тюменева, С. Файнтух, Г. Финаровский, Н. Фоменко, Ю. Н. Холопов, Б. Шварцштейн, А. Я. Штогаренко, Б. Л. Яровинский.

Шестеро из учеников Богатырёва были в своё время удостоены государственных премий: И. О. Дунаевский, Ю. С. Мейтус, В. С. Тольба, Ю. Н. Холопов, С. Ф. Цинцадзе и А. Я. Штогаренко.

В том, чему учил Семён Семёнович, проявились все его лучшие качества музыканта, учёного, и в целом человека. Ясный ум, огромные познания в области теории и музыкальной литературы, нетерпимость к длинным цветистым разговорам о музыке, строгая логичность мысли, точность формулировок, прекрасный литературный язык — таким остался Богатырёв-педагог в памяти его учеников.

С. С. Богатырёв с учениками в Харьковской консерватории, слева направо: Е. Адливанкина, М. Полевский, В. Аркин, Г. Маречек, А. Лаврова-Щербинина, М. Итигина. (Конец 1920-х гг. Фото из семейного архива Ю. Щербинина)

Награды

Сочинения

Оркестровые произведения
  • Увертюра (1916)
  • Увертюра-баллада (1926)
  • Скерцо-увертюра (1927)
  • Вариации (1932)
  • Сюита (1956)
Камерные произведения
  • Два струнных квартета (1916, 1924)
  • Сюита для струнного квартета (1955)
  • Две сонаты для фортепиано (1913, 1925)
  • Песни, сочинения для хора и др.

Литература

Примечания

  1. Климов П. А. Неоконченная симфония Чайковского — история и современность // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — Российская академия музыки им. Гнесиных, 2020. — Т. 1 (32). — С. 5—20. — ISSN 2227-9997.
  2. Артамонов В. Д. Ваганьково. — Москва: Московский рабочий, 1991. — 192 с. — ISBN 5-239-01167-2.

Ссылки