Боб — прожигатель жизни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Боб — прожигатель жизни
Bob le Flambeur
Постер фильма
Жанр Криминальная драма
Режиссёр Жан-Пьер Мельвиль
Продюсер Жан-Пьер Мельвиль
Серж Зильберман
Автор
сценария
Огюст Ле Бретон
Жан-Пьер Мельвиль
В главных
ролях
Роже Дюшен
Изабель Кори
Ги Декомбль
Оператор Анри Декаэ
Композитор Эдди Барклай
Жо Бойе
Кинокомпания Franco London Films
Mondial Films
Play Art
Productions Cyme
Productions Jenner
Длительность 102 мин
Страна  Франция
Язык французский
Год 1956
Ссылки
IMDb ID 0047892

«Боб — прожигатель жизни» (фр. Bob le Flambeur) — французский криминальный фильм режиссёра Жана-Пьера Мельвиля, вышедший на экраны в 1956 году.

Фильм часто относят к жанру фильм нуар, а также называют предшественником Французской новой волны, поскольку в нём использованы такие технические приёмы, как съемка ручной камерой и монтаж с резкой сменой кадров[1].

Сюжет

Двадцать лет назад Боб Монтань (Роже Дюшен) сидел в тюрьме после неудачного ограбления банка. С тех пор он живёт в парижском районе Монмартр, где своей порядочностью и джентльменским поведением завоевал немалый авторитет у обитателей квартала, среди которых преобладают владельцы местных ресторанчиков и баров, карточные игроки, мелкие преступники и девушки легкого поведения. Большое уважение к Бобу испытывает и шеф местной полиции, комиссар Ледрю (Ги Декомбль), которому Боб когда-то спас жизнь.

В одном из кафе Боб знакомится с молодой девушкой по имени Анна (Изабель Кори), у которой нет собственного жилья, и она часто поводит ночи с мужчинами только ради ночлега. Боб дает ей денег на гостиницу, а несколько дней спустя приводит в свою квартиру и знакомит со своим молодым другом и протеже по имени Паоло (Даниель Коши). Очень скоро между Анной и Паоло начинаются близкие отношения. С другой стороны, Боб отказывается помочь местному сутенеру Марку (Жерар Бюр), когда тому грозит тюрьма за избиение проститутки. В итоге Марк оказывается в полиции, и чтобы избежать попадания за решетку, соглашается стать доносчиком.

Главной страстью Боба являются азартные игры, он готов играть в любое время суток, в любом месте, в самые разные игры, но везет ему далеко не всегда. После очередной неудачи в игре Боб оказывается на грани финансового краха.

Однажды знакомый Боба, опытный медвежатник по имени Роже (Андре Гаре) встречает в казино в городе Довиле некого Жана (Клод Серваль), который когда-то входил в одну из мелких бандитских группировок, но затем отошёл от дел и получил работу крупье. От Жана Роже узнает, что в сейфе казино каждое утро после окончания игры скапливаются большие суммы наличных денег. Роже делится этой информацией с Бобом, который решает ограбить казино.

Боб и Роже находят человека, который готов финансировать ограбление за половину общей добычи, затем начинают разрабатывать план и собирать команду. Они приезжают в Довиль и проводят внимательный осмотр казино, фиксируя на бумаге все важные детали. Затем Роже встречается с Жаном, и путём шантажа его и обещания большого гонорара заставляет того достать точный план первого этажа и узнать марку и номер сейфа. Жан привозит Роже документы, получает деньги и новое задание — при ограблении отключить лифт и подать сигнал, который послужит началом операции. Когда на полученные деньги Жан покупает жене украшения, она догадывается, откуда деньги, и требует, чтобы он поехал к Роже и потребовал значительного увеличения гонорара.

Боб приглашает принять в ограблении Паоло, тот с радостью соглашается. Ночью он рассказывает Анне, что скоро достанет для неё денег, так как на следующий день участвует в ограблении казино в Довиле.

Роже отрабатывает технологию вскрытия сейфа, Боб собирает для ограбления большую команду и проводит подробный посекундный инструктаж, кто и что будет делать в момент ограбления. Сначала показывает все на начерченном плане на доске, а затем расставляет людей на земле, показывая каждому его манёвр.

Следует вставной эпизод, в котором показывается, как должно было пройти ограбление по версии Боба.

Вечером Боб в одном из ресторанов видит Анну, идет с ней танцевать, но не просит порвать с Паоло и переехать к нему. После его ухода Анна остается развлекать клиентов, к ней подсаживается Марк, который предлагает пойти в другой ресторан. Вечер Анна заканчивает в постели Марка. Она хвалится, что скоро Паоло разбогатеет, так как вместе с Бобом идет на ограбление казино в Довиле. Марк спешит сообщить эту информацию полиции. Анна понимает, что проболталась и торопится к Бобу, чтобы рассказать ему об этом.

Боб оставляет Анне ключ от своей квартиры, а сам быстро находит Роже и Паоло, чтобы обсудить ситуацию. Паоло уходит на поиски Марка, и в тот момент, когда тот из уличного автомата звонит в полицию, чтобы сообщить детали плана огрбления, убивает его из пистолета.

Жан с женой разыскивают Роже и Боба, чтобы потребовать больше денег, но не находят их, и тогда решают позвонить в полицию, чтобы сообщить об ограблении. Однако комиссара нет на месте, и тогда жена запрещает Жану принимать участие в ограблении. Комиссар Ледрю пытается предостеречь Боба от участия в ограблении, обходит все известные бары и кафе, в итоге, не найдя его, передает через знакомую барменшу, что знает про Довиль. В конце концов инспектор дает указание принять меры защиты казино от ограбления.

Тем временем Боб надевает смокинг и в половину второго ночи входит в казино. Он должен получить сигнал от Жана, что все в порядке, но Жана нет. Не обратив на это внимание, Боб идет в игровой зал и начинает играть. Время летит совершенно незаметно, Бобу очень везет, он все больше повышает ставки и все больше выигрывает, переходит в особый кабинет, продолжает играть и там, в итоге выигрывает огромную сумму денег. В этот момент наступает пять утра. Налётчики подъезжают на автомобилях к казино. Увлеченный игрой, Боб не успевает выйти им навстречу и остановить ограбление. Появляется отряд полиции, начинается интенсивная перестрелка, в ходе которой Паоло получает ранение и умирает на руках у Боба. Комиссар надевает на Боба наручники, а тем временем несколько служащих выносят огромные упаковки денег и складывают их в багажник автомобиля Ледрю. Туда же садится и Боб. По дороге Ледрю объясняет, что Бобу может грозить до пяти лет за попытку ограбления, с хорошим адвокатом этот срок можно сократить и до трёх лет, а если не удастся доказать злого умысла в его действиях, то, возможно, всё для него обойдется и без суда…

В главных ролях

Создание

Проект Мельвиля находился в производстве O. G. C., Productions Jenner, Play Art, La Cyme. Натурные съёмки осуществлялись в Париже и Довиле, а также на собственной студии Jenner Мельвиля с мая по сентябрь 1956 года. Премьера в Париже прошла 24 августа 1956 года[2].

Оценка критики

Винсент Кэнби в «Нью-йорк таймс» в 1981 году отметил: «Любовь Мельвиля к американским гангстерским фильмам, наверное, никогда не проявлялась столь увлекательно и остроумно, как в „Бобе — прожигателе жизни“, который был лишь четвёртым фильмом режиссёра, поставленным ещё до того, как он получил доступ к большим бюджетам и крупным звёздам, таким как Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон в его последующих фильмах»[3].

Ремейк

В 2002 году режиссёр Нил Джордан сделал ремейк фильма под названием «Хороший вор» с Ником Нолти в главной роли.

Примечания

  1. Ebert, Roger Bob le Flambeur (1955) Review. Chicago Sun-Times (May 25, 2003). Дата обращения: 16 сентября 2009. Архивировано 16 сентября 2009 года.
  2. Ногейра, 2014, с. 239—240.
  3. Canby, Vincent Bob le Flambeur (1955) Movie Review. The New York Times (September 26, 1981). Дата обращения: 16 сентября 2009. Архивировано 5 октября 2012 года.

Литература

  • Дарахвелидзе Г. Ю. Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге. — Винница: Глобус-Пресс, 2006. — 160 с. — ISBN 966-8300-90-9.
  • Ногейра, Рюи. Разговоры с Мельвиллем = Le Cinéma Selon Jean Pïerre Melville / Пер. с фр. С. Козина. — М.: Роузбад Интерэктив, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-905712-06-7.

Ссылки