Блюм, Отто

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Отто Блюм
нем. Otto Blum
Место рождения Нойнкирхен
Место смерти Ганновер

Отто Блюм (нем. Otto Blum; 1 сентября 1876, Нойнкирхен, Саар — 26 октября 1944, Ганновер) — немецкий инженер-строитель, профессор, ректор Технического университета Ганновера (1929—1931); член правления Германской имперской железной дороги (1924—1929).

Биография

Отто Блум родился 1 сентября 1876 года Нойнкирхене (Саар) в семье инженера, специалиста по железнодорожному транспорту Иоганна Карла Альфреда Блюма (1847—1920) и его жены Каролины (Лины) Либманн; Отто был внуком политика и поэта Роберта Блюма. С 1895 по 1899 год Отто Блюм учился в Техническом университете Шарлоттенбурга: во время учебы он стал членом академической ассоциации «Мотив» (Akademischer Verein Motiv Berlin). Затем он начал свою стажировку («референдарий») в качестве государственного чиновника по строительству в Железнодорожном управлении Берлина, где впоследствии получил пост государственного архитектора (оценщика). В 1907 году Блум стал инженером по строительству и эксплуатации железных дорог (Eisenbahn-Bau- und Betriebs-Inspektor). В тот же период он провел много времени путешествуя: его обширные ознакомительные поездки включали как Европу и Ближний Восток, так и другие регионы мира. В 1903 году в Техническом университете Шарлоттенбурга Блум защитил диссертацию и стал кандидатов наук; после этого он получил звание доцента.

Во время зимнего семестра 1907 года Отто Блум получил позицию профессора железнодорожного строительства и железнодорожных операций (Eisenbahnbau und Eisenbahnbetrieb) в Техническом университете в Ганновере, сменив на данном посту Карла Долезалека (1843—1930), являвшегося профессором в течение 30 лет. В ходе своей работы в университете, Блюм значительно расширил кафедру, создав на ней отделы по транспортной политике (1908), железным дорогам, а также — по городскому и государственному планированию (1913). Таким образом, он заложил основы обучению в области городского развития в Ганновере — данная сфера получила дополнительное развитие в 1919 году, когда профессором на архитектурном факультете стал Эрнст Веттерлайн (1873—1950).

Существенным дополнением в области городского строительства стала и публикация Блумом в 1921 году книги «Städtebau» (Городское строительство) — данный том был полностью переработан в 1937 году. С 1929 по 1931 год Отто Блюм являлся ректором Технического университета Ганновера. 11 ноября 1933 года он был среди более 900 ученых и преподавателей немецких университетов и вузов, подписавших «Заявление профессоров о поддержке Адольфа Гитлера и национал-социалистического государства».

С 1924 по 1929 год Отто Блум состоял членом правления Германской имперской железной дороги. В 1936 году Прусская академия строительства избрала его в качестве ассоциированного члена. 26 октября 1944 года Блюм и его жена Луиза Фишер погибли в Ганновере в результате бомбардировки.

Награды и память

В 1914 году Блюм был награжден Железным крест второго класса, в 1931 — он стал почетным доктором технических наук в Карлсруэ, а в 1937 — почетным членом Научно-исследовательского института транспорта в Париже. Одна из улиц Ганновера была названа «Otto-Blum-Hofs»; кроме того, по состоянию на 2018 год, в распоряжении современного Ганноверский университет имени Готфрида Вильгельма Лейбница находился масляный портрет Отто Блюма, выполненный Бертольдом Хеллингратом (1877—1954), а также — бронзовый бюст бывшего ректора.

Работы

Проекты

  • 1900: Entwurf zu einer Gebirgsbahn, ausgezeichnet mit dem Schinkelpreis in der Kategorie Eisenbahnbau.
  • 1908—1910: Wettbewerbsentwurf für einen Grundplan für die bauliche Entwicklung von Groß-Berlin, prämiert mit dem 4. Preis (in Arbeitsgemeinschaft mit den Ingenieuren Havestadt & Contag und dem Architekten Bruno Schmitz).
  • 1912: Wettbewerbsentwurf für einen Gesamtbebauungsplan der Stadt Düsseldorf, zusammen mit Bruno Schmitz, 1. Preis.
Обложка книги «Städtebau» (Berlin, 1937)

Публикации

  • Совместно с Erich Giese (Bearb.): Wie erschliessen wir unsere Kolonien?, mit zahlr. Abb. und 5 Taf., im Auftrage der Deutschen Kolonialgesellschaft, Reimer, Berlin 1907.
  • Georg Barkhausen †. In: Zentralblatt der Bauverwaltung, 43. Jahrgang 1923, Nr. 31/32 (vom 18. April 1923), S. 189.
  • Совместно с Gustav Jacobi и Kurt Risch: Verkehr und Betrieb der Eisenbahnen (= Handbibliothek für Bauingenieure, 2: Eisenbahnwesen und Städtebau, 8.) Springer, Berlin 1925.
  • Personen- und Güterbahnhöfe (= Handbibliothek für Bauingenieure, 2: Eisenbahnwesen und Städtebau, 5,1.) Springer, Berlin 1930.
  • Der Umbau der Mühlendammschleuse in Berlin und die Leistungsfähigkeit der Eisenbahn. In: Städtebau, 26. Jahrgang 1931, S. 96.
  • Verkehrsgeographie, Springer, Berlin 1936.
  • Die Entwicklung des Verkehrs, Springer, Berlin 1941.
  • Der Südosten verkehrspolitisch betrachtet, Springer, Berlin 1941.
  • Совместно с Hermann Potthoff и Kurt Risch: Straßenbahn und Omnibus im Stadtinnern (= Verkehrswissenschaftliche Abhandlungen, Band 13.), Fischer, Jena 1942.
  • Eisenbahnbau. Winter, Heidelberg 1946.

Литература

  • Paul Trommsdorff: Der Lehrkörper der Technischen Hochschule Hannover 1831—1931. Hannover 1931, S. 75-76.
  • Reichshandbuch der deutschen Gesellschaft — Das Handbuch der Persönlichkeiten in Wort und Bild. Erster Band, Deutscher Wirtschaftsverlag, Berlin 1930, ISBN 3-598-30664-4
  • Erwin Massute: Blum, Otto Leonhard // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 2, Duncker & Humblot, Berlin 1955, ISBN 3-428-00183-4, S. 322 (Digitalisat).

Примечания

Ссылки

  • Otto Blum. Rektoratsreden im 19. und 20. Jahrhundert – Online-Bibliographie / Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Дата обращения: 14 мая 2018.