Бломфилд, Реджинальд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Реджинальд Бломфилд
Фотография 1922 годаФотография 1922 года

Сэр Реджинальд Теодор Бломфилд (англ. Reginald Theodore Blomfield, 20 декабря 1856, Девон — 27 декабря 1942) — английский архитектор, представитель викторианского и эдвардианского периодов в истории развития европейского садово-паркового искусства.

Биография

Бломфилд родился в семье священника в Девоне. Вскоре после его рождения семья перебралась в графство Кент, где его отец был пастором — сначала в Дартфорде, а затем в Олдингтоне. Реджинальд Бломфилд учился в Эксетер-Колледже в Оксфорде, где слушал лекции известного критика и теоретика искусства Дж. Рёскина[1].

На продолжение образования у семьи не было средств, и Реджинальд вначале подрабатывал сельским учителем, а затем стал помощником своего дяди, архитектора сэра Артура Бломфилда, после чего был принят в Королевскую Академию художеств в Лондоне. Свои взгляды на садово-парковое искусство Р. Бломфилд описал в 1892 году в книге «Формальные сады в Англии» (Formal gardens in England).

В 1881 году Реджинальд Бломфилд был избран действительным, а впоследствии и почётным членом Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA), а в 1905 году стал членом-корреспондентом Королевской Академии, где в 1907—1911 годах состоял в должности профессора архитектуры. В 1913 году Бломфилд был награждён Королевской золотой медалью, в 1912—1914 годах избирался президентом RIBA, а в 1919 году был посвящён в рыцари[2].

Творческая концепция

Бломфилд следовал концепции единства архитектуры традиционного «английского дома» и окружающей его природы, садов и парков «пейзажного стиля». Он создавал сады на нескольких уровнях итальянского типа, разделённых «живыми изгородями» на зоны, каждая из которых имеет собственный характер.

Бломфилд разделял взгляды У. Морриса и возглавляемого им движения «Искусства и ремёсла» (англ. Arts and Crafts). Независимо от того, брался ли он перестраивать старый дом, либо создавать новый, его работы всегда демонстрировали рациональный план, качественную проработку деталей и продуманное использование декоративных материалов. На границе эпох — «викторианского стиля» второй половины XIX столетия и эдвардианского неоклассицизма начала XX столетий (по имени короля Эдуарда VII, сына королевы Виктории) — Бломфилд стал главным действующим лицом в споре с ирландским ландшафтным архитектором У. Робинсоном, сторонником естественного, «дикого сада» (wild garden), или «сада английского коттеджа» (English Cottage Garden).

Книга Бломфилда об искусственных садах была проиллюстрирована Ф. А. Томасом, а содержание направлено на защиту «архитектурных садов», подчиняющихся архитектоническим принципам композиции. Книга «Формальные сады в Англии» переиздавалась трижды при жизни автора. Она появилась примерно в то же время, что и книга архитектора Джо Дандо Седдинга «Садовое мастерство: старое и новое» (Garden-craft Old and New), в которой автор, также как и Бромфилд, но в более сдержанной манере, защищал формальные сады. Получилось так, что оба автора выступили против садового натурализма, который отстаивал У. Робинсон. Как отмечал Клайв Аслет, главный редактор журнала «Country Life»: «Разница между двумя оппозиционными сторонами не была слишком резкой, но ситуация сложилась таким образом, что нужно было представить два противоположных мнения относительно садовых стилей, которые потом с успехом сочетались в садах позднего эдвардианского периода».

Принципы, изложенные в «Английских формальных садах», отражают убеждение автора в том, что сад должен обязательно содержать в своей основе архитектурный план. Среди наиболее известных проектов Бломфилда сохранился почти в неизменном виде Парк Годинтон (Godinton Park) в графстве Кент. Он был создан для банкира Эшли Додда (Ashley Dodd).

Работа Бломфилда в Парке Годинтон гармонировала с размерами и характером поместья, та же гармония прослеживается в усадьбе Меллерстэйн (Mellerstain House) в Шотландии, где он работал в 1909 году. Вдоль фасада особняка, построенного в XVIII веке архитектором Р. Адамом, Бломфилд возвёл три террасы с балюстрадами. Террасы со стриженными деревьям, огибая беседку, спускаются к центральной площадке с замысловатыми партерами-цветниками. Далее ступени, согласно проекту, разбегаются по берегам пруда с лилиями и ведут к третьей террасе. Не всё удалось осуществить. Бломфилд писал впоследствии в своих мемуарах: «На реализацию задуманного грандиозного плана понадобились бы деньги Людовика XIV»[3].

Последняя работа Бломфилда — поместье Салгрэйв (Sulgrave Manor) в Южном Нортхемптоншире. Архитектор отреставрировал старинный дом и создал сад. Sulgrave Manor, построенный в 1558 году, почти 150 лет оставался родовым поместьем американского президента Джорджа Вашингтона. В 1914 году Англо-Американский Фонд, в чьё управление перешло поместье, обратился к Бломфилду с просьбой провести реставрационные работы. Архитектор заложил новые сады на месте заброшенных фермерских построек. Розовый сад с восточной стороны дома, площадка для боулинга, украшенная пропорциональными с величиной дома архитектурными элементами, окаймляющие аллеи тисовые изгороди… Бломфилд сделал все возможное, чтобы место, где жил первый президент Соединённых Штатов, было достойно своего хозяина. Всё больше и больше садов в XX столетии закладывалось вокруг раннее построенных владений, и должно было соблюдаться равновесие между архитектурой и природой[4].

Примечания

  1. Gray A. S. Edwardian Architecture: a biographical dictionary. — London: Gerald Duckworth & Co Ltd, 1986
  2. Fellows R. A. Edwardian Architecture: Style and technology. — London: Lund Humphries Publishers Ltd, 1995
  3. Садово-парковый путеводитель. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 27 сентября 2020 года.
  4. Blomfield, Sir R. Memoirs of an Architect. — London: Macmillan and Co., 1932 https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.38672