Блиновский пассаж

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Памятник истории и культуры
Блиновский пассаж
Rozhdestvenskaya street (5526021229).jpg
Город Нижний Новгород, Рождественская улица, 24
Архитектурный стиль Русский
Автор проекта А. К. Бруни
Архитектор Р. Я. Килевейн
Строительство 18761878 годы
Статус Герб ОКН
Материал кирпич

Блино́вский пасса́ж — памятник истории и культуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в русском стиле в 1876—1878 годах по заказу нижегородских купцов Блиновых. Автором проекта выступил академик архитектуры Александр Бруни. Первый в истории торговый пассаж в архитектуре провинциальных городов России.

Здание выступает архитектурной доминантой исторического района Нижний посад, Рождественской улицы и площади Маркина, является объектом культурного наследия Российской Федерации — памятником истории и культуры регионального значения.

История

История земельного участка, на котором расположено здание, прослеживается с XVII века. В 1618 году на нём, по распоряжению боярина Б. М. Лыкова, была возведена проездная башня дерево-земляного укрепления — Нового острога[1]. К середине XIX века южная сторона спроектированной здесь Софроновской площади (сегодня — площадь Маркина) по Рождественской улице была плотно застроена доходными домами, которые постепенно были выкуплены купцами-промышленниками Фёдором, Аристархом и Николаем Блиновыми. Братья владели в общей сложности пятью каменными зданиями, двумя мукомольными и двумя крупяными заводами в Заволжье[2].

В XIX веке, наряду с активным строительством и проектированием широко распространённых торговых зданий — гостиных дворов и торговых рядов, появился специфический тип торгового здания — пассаж, представлявший собой композиционно замкнутые торговые улицы, в которых торговые лавки размещались вдоль крытой галереи, освещаемой посредством стеклянного фонаря на крыше. В первой половине XIX века пассажи стали чрезвычайно популярны в Европе, более 20 подобных зданий было возведено в Париже, при этом некоторые из них — например, объединённые в одну линию пассажи Панорам (1824), Жофрей (1847) и Вардо (1846) — могли проходить сразу через три городских квартала. Европейские пассажи оказали влияние и на русскую архитектуру, предопределив появление такого типа зданий в Москве (Голицынский пассаж) и Санкт-Петербурге (пассаж Эссен-Стенбок-Фермора). Во второй половине XIX века такой тип здания появился и в провинциальных русских городах, а самым первым их них стал Блиновский пассаж в Нижнем Новгороде[3].

Автором проекта выступил академик архитектуры Александр Бруни.

В 1870-е годы купцы Блиновы решили выстроить на месте старых зданий новый доходный дом с пассажем. Проект выполнил петербургский академик архитектуры Александр Бруни (1825—1915), а надзор за строительством осуществлял нижегородский архитектор и инженер Роберт Килевейн (1825—1895). Строительные работы велись с 1876 по 1878 год и после окончания работ, весь комплекс доходного дома, который стал новой архитектурной доминантой старинного района Нижнего Базара, прозвали Блиновским пассажем, из-за расположения в нём первой в городе торговой галереи. 6 сентября 1879 года Блиновский пассаж осмотрел генерал-губернатор Николай Игнатьев, в честь которого был дан торжественный завтрак, «и тем совершилось как бы официальное новоселье этого, во всех отношениях замечательного дома»[1][3][2][4].

После открытия в основном пятиэтажном объёме расположились разнообразные торговые и конторские помещения. Нижний этаж занимали крупные магазины со входами с улицы. Периметр внутренних дворов также занимали двухэтажные лавки с конторами. В левом объёме разместилась одна из лучших городских гостиниц — «Биржевые номера» с рестораном Н. Г. Пермякова. Здесь же было открыто отделение банка. Правая часть дома была отдана под городскую Главную почтово-телеграфную контору, позже — Центральную телеграфную станцию. Непосредственно сам пассаж был расположен в одноэтажном корпусе, примыкавшим к доходному дому со двора. Первоначально в подвальном этаже пассажа были устроены бассейны с проточной родниковой водой для хранения живой рыбы[3][5].

Современники в 80-х годах XIX века писали, что при строительстве здания «были претензии на изящество… высота громадная, стёкла зеркальные», однако за внешним фасадом скрывались «рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром»[2][4]. Вскоре, в 1879 году, по инициативе Фёдора Блинова, в пассаже начала свою деятельность Нижегородская биржа, через некоторое время получившая официальный статус. Деятельность биржи постепенно расширялась и отведённых ей помещений становилось недостаточно, к тому же в пассаже регулярно случались пожары, вскрывшие «множество самых вопиющих недостатков» в планировке здания. В 1896 году биржа переехала в собственное здание[4]. Пассаж тем не менее оставался одним из центров торгово-деловой жизни «Нижегородского Сити» — района Нижнего Базара. В. И. Виноградов писал в «Иллюстрированном путеводителе по Нижнему Новгороду и ярмарке», что доходный дом Блиновых — «самое бойкое и оживлённое в городе место коммерческого люда, толпящегося здесь с утра до ночи»[6].

Пассаж в 1900-е годы.

В 1894 году товариществом «Электрон» в здание было проведено автономное электрическое освещение. В гостинице «Биржевые номера» жил художник К. Е. Маковский во время работы над картиной «Воззвание Минина» (1896). 6 ноября 1901 года в здании, в ресторане Н. Г. Пермякова, состоялся прощальный банкет, устроенный нижегородской интеллигенцией в честь Максима Горького, отправлявшегося на лечение в Крым, а позже в арзамасскую ссылку. На банкете писатель прочитал сатирический памфлет «О писателе, который зазнался»[2][5][7].

Последним владельцем пассажа был Макарий Блинов. После его смерти в декабре 1908 года не осталось завещания, поэтому всё состояние перешло к его супруге и четырём сёстрам. Наследство купца оказалось обузой для наследниц, так как Блинов оставил множество неоплаченных векселей, а общая сумма долгов покойного превышала 1,2 млн рублей. Само здание пассажа было заложено в Русском для внешней торговли банке[8]. Однако наследникам повезло — к 1910-м годам снова возникла необходимость переезда Нижегородской биржи, так как её новое здание, построенное с многочисленными нарушениями, требовало основательного ремонта. С подачи председателя биржи купца Дмитрия Сироткина пассаж был куплен у наследников Блиновых за 475 тыс. рублей. Ещё летом 1911 года лично Сироткин совершил купчую, а позднее поставил вопрос о переходе доходного дома в ведение биржевого общества. В июне 1912 года начался ремонт запущенного здания. Работами руководил архитектор Л. Д. Агафонов (1897—1957). Биржа не переезжала в здание пассажа вплоть до начала Первой мировой войны, когда в её новом здании разместился лазарет. Выплаты по двум закладным, оформленным в Нижегородско-Самарском земельном банке, с полным переходом прав на здание к биржевому обществу, должны были завершиться в 1942 году[4].

Летом 1913 года в газете «Волгарь» сообщалось[8]:

С прошлого года на огромном доме-пассаже Блинова на Рождественской улице красуется вывеска: «Дом нижегородского биржевого общества». Куплен он Д. В. Сироткиным для биржевого общества очень выгодно — менее, чем за полмиллиона рублей. Доходность дома составляет тысяч 70 в год, так что через 30 лет, или даже раньше, дом будет очищен от всех долгов — вся покупная сумма будет покрыта его доходами.«Волгарь», 1913 год.

В тот же период в доходном доме расположилась контора товарищества знаменитых нефтепромышленников братьев Нобель[9].

Пассаж в 2020 году.

После революции 1917 года верхние этажи здания отдали под коммуналки, а в 1980-е годы передали Союзу художников СССР под мастерские[10]. В 1919 году в Блиновском пассаже разместилось управление почтово-телеграфной конторы № 2. В 1928 году — почтово-телеграфная окружная контора и телеграф. В послевоенный период в здании находились: почта, междугородный пункт телефонной связи, сберкасса, адресное бюро, ювелирный магазин «Алмаз» и винный магазин[9].

К концу XX века пассажная часть доходного дома пришла в аварийное состояние. Первые ремонтные и ремонтно-реставрационные работы на памятнике проходили в 1996 и 1998 годах. Был восстановлен штукатурный слой и проведена вычинка кирпичной кладки на дворовых фасадах[11]. В 2000—2008 годах, при приспособлении старого здания пассажа под «Центр занятости населения Нижегородской области» и размещения административно-офисных помещений, был выполнен комплекс реставрационных и ремонтных работ. Проект реставрации и приспособления разработали архитекторы С. М. Шумилкин и Ю. В. Коновалов в 1999—2000 годах[3]. В 2013 году устроен новый вход в подвал здания. В 2016 году был проведён капитальный ремонт интерьеров третьего этажа, с заменой отделки полов, потолков, дверных и оконных проёмов, систем водоснабжения и водоотведения[11].

Архитектура

Стиль

Проект пассажа был выполнен под влиянием архитектуры московского Исторического музея архитектора Владимира Шервуда.

Здание выстроено в «почвенническом» направлении русского стиля, основоположником которого был Владимир Шервуд, с опорой на русскую архитектуру XVII века[9]. Доходный дом строился в период возведения Исторического музея на Красной площади в Москве (1875—1883, арх. В. И. Шервуд). Активное обсуждение в обществе фасадов здания музея, выполненных в русском стиле, повлияло и на нижегородскую постройку. Если здание музея строилось с учётом сложившегося ансамбля Красной площади, то пассаж стал новой доминантой складывавшегося ансамбля Софроновской площади. Использование в оформлении русского стиля было продиктовано окружающей исторической застройкой, так как рядом располагалось здание старинной Рождественской церкви, так что пассаж Блиновых рассматривался заказчиками в качестве продолжения традиций народной русской архитектуры. Кроме того, напротив возводилось здание новой Космодемьянской церкви (1872—1890, арх. Л. В. Даль), в облике которой были творчески переосмыслены характерные черты древнерусского зодчества[3].

Объёмно-пространственное решение

Боковой фасад. Видно, что с повышением рельефа боковой корпус из трёхэтажного становится двухэтажным.

Огромное для своего времени здание имеет сложное объёмно-пространственное решение и состоит из нескольких литеров. Четырёхэтажный основной корпус, выходящий главным фасадом на площадь Маркина, прямоугольный в плане с изолированными замкнутыми двориками, въезд в которые организован через три проездные арки. Боковые крылья корпуса трёхэтажные, но при движении к склону Дятловых гор их этажность понижается до двух этажей. Здания, расположенные со двора, вдоль склона, также двухэтажные[3][12]. Внутреннее пространство было сгруппировано вокруг длинных коридоров — галерей[10].

Система дворовых построек, примыкающих со двора, изначально продолжала торговую линию вглубь участка почти на 40 метров и включает сам пассаж, дворовый корпус и пристрой. Пассаж соединён с основным корпусом одноэтажным переходом. С южной стороны двора расположен двухэтажный дворовый корпус, примыкающий с юга к подпорной стенке откоса, с востока — к главному корпусу, с запада — к торговому пассажу. Двухэтажный пристрой соединён с главным корпусом небольшим переходом, расположенным в восточном торце пристроя[3][13].

Экстерьер

Протяжённый (119 м) парадный фасад здания заполнен архитектурными деталями, отсылающими к русской архитектуре XVII века.
Со двора пассаж имеет упрощённый декор.

Монолитный слабо расчленённый фасад главного корпуса был обращён на площадь и стал формировать речную панораму города с Волги. Активный силуэт добавляли высокая кровля с гребнем в середине фасада и два пирамидальных шатра на углах центрального объёма (утрачены), а также шатёр на пониженной угловой части. Центральный объём в два раза превышал общий уровень застройки улицы, но благодаря пониженным боковым частям был органично вписан в панораму[3]. Некоторые элементы убранства здания были заимствованы из византийской архитектуры. Для отделки карнизов, арок, углов использовался лекальный кирпич, изготовленный по специальным рисункам, так называемый «штучный набор». Машикули в мансардном этаже являлись отсылкой к традициям русской крепостной архитектуры[10].

Парадный фасад отмечен по горизонтали пятью ризалитами, по вертикали — междуэтажными тягами и антресольным этажом и увенчан богатым карнизом. Центральный ризалит венчает треугольный фронтон, на котором изначально располагались часы. Боковые ризалиты завершены парапетными чугунными решётками на кирпичных столбах и парапетными стенками. Плоскости ризалитов и углы главного фасада фланкированы ширинками. Боковой ризалит на правом углу увенчан остроконечным шатром[14].

В декоре фасада присутствуют различные архитектурные детали, имитирующие стилизованные формы построек XVII века: ширинки, поребрик, треугольные фронтоны сандриков, дыньки наличников. Наличники окон и некоторые детали экстерьера оштукатурены. Фасадные плоскости здания, за исключением первого этажа, не оштукатурены. Дворовый фасад решён в упрощённом виде: присутствуют простые рамки наличников окон и междуэтажные и карнизные пояски[14].

Одноэтажный объём торгового пассажа оштукатурен и окрашен. Фасады оформлены большими арочными окнами с профилированными наличниками[14]. Акцентами его архитектурного решения стали высокие двухъярусные арочные проёмы и стеклянная двускатная крыша. Середина корпуса была отмечена восьмигранным залом, перекрытым пирамидальным световым фонарём[3].

Двухэтажный дворовый корпус с антресольным этажом оштукатурен. Архитектурное решение представлено ритмическим повторением дверных проёмов арочного очертания первого этажа и прямоугольных — второго. Двухэтажный пристрой имеет закруглённые в плане углы и простое архитектурное решение: окна прямоугольные без наличников, по фасаду проходит узкий подоконный пояс, цоколь оштукатурен[15].

Примечания

Литература