Перейти к содержанию

Благодатный огонь (журнал)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Благодатный огонь — российский журнал, выходивший в 1997—2011 годах. Всего вышло 20 номеров с тиражом по 5 тысяч экземпляров[1]. В настоящее время действует сайт журнала blagogon.ru.

История

Журнал начал издаваться в 1998 году в качестве приложения к журналу «Москва» периодичностью 2 раза в год[2].

Как указал главный редактор журнала Сергей Носенко, в нём «ведется полемика как с богословами и публицистами реформаторско-модернистского направления, так и с представителями правоэкстремистских и раскольнических взглядов»[2].

В журнале были постоянные рубрики: «Церковь и современность», «История Церкви», «Духовная нива», «Богословие», «Православная проза», «Pax latina», «Из церковного наследия», «Книжное обозрение»[2].

6 сентября 2009 года[3] был создан официальный сайт журнала — blagogon.ru, который начал работать 12 декабря того же года[4].

Закрытие печатной версии издания

13 сентября 2011 года Синодальный информационный отдел (СИНФО) Русской православной церкви принял решение: «изданию „Благодатный огонь“ отказать в выдаче грифа „Одобрено Синодальным информационным отделом“»[5]. Среди основных недостатков журнала «Благодатный огонь» коллегией СИНФО были выделены следующие: «практически каждый номер журнала содержит материалы, критикующие те явления церковной жизни, которые редакция и авторы журнала квалифицируют как „модернистские“ без явного к тому основания; тенденциозность и обвинение в экуменизме и обновленчестве лиц, в действительности не разделяющих приписываемые им взгляды; излишняя политизированность материалов, содержание которых напрямую противоречит официальной позиции священноначалия Русской Православной Церкви»[6]. Советник председателя Синодального информационного отдела Елена Жосул, объясняя принятое решение, отметила: «гриф СИНФО — это ведь не анафема и не пожизненная „ссылка“. Если „Благодатный огонь“ хочет вернуться на церковные прилавки, для него эта возможность открыта. Достаточно лишь сменить тактику и от наклеивания ярлыков перейти к спокойной дискуссии и внятной критике никем не отрицаемых проблем и спорных вопросов, возникающих в жизни Церкви»[7].

Редакция журнала отреагировала на это решение негативно, опубликовав 19 сентября 2011 года статью под названием «Зачистка информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами: Синодальный информационный отдел отказал в выдаче грифа журналу „Благодатный Огонь“», в котором объявила о приостановке издания журнала[8]. Главный редактор журнала Сергей Носенко в комментарии газете «Известия» отметил: «Информационный отдел придирался к словам: экуменизм, модернизм, обновленчество. Они считают эти термины недопустимыми, но можем ли мы сказать, что эти явления в нашей церковной жизни уже не существуют? Мы лучше закроем журнал, чем малограмотные эксперты из информационного отдела будут выискивать там блох». Сергей Носенко отметил, что редакция журнала не собирается уходить в раскол: «Мы поднимаем острые вопросы церковной жизни, которые другие издания поднимать боятся, но мы не оппозиция, мы остаёмся послушными Московской патриархии»[1]. Ксения Лученко в 2012 году отмечала, что у других консервативных православных СМИ не возникло проблем с получением грифа[9].

Положительно отказ в выдаче грифа восприняли протоиерей Андрей Дудченко (Украинская православная церковь), журналистка Ксения Лученко, публицист Кирилл Фролов. Раскритиковали это решение журналист Иван Семёнов[7], журналист Анатолий Степанов[10], протоиерей Константин Буфеев[11].

Позиция журнала

Значительная часть материалов закрытого печатного журнала и современного интернет-издания посвящена критике «обновленчества» и «церковного модернизма», особенно непримиримо редакция журнала относится к использованию в богослужении русского языка вместо церковнославянского: в первую очередь это касается священника Георгия Кочеткова и его сторонников[1]. Протоиерей Андрей Дудченко отмечал: «В „Благогне“ же направо и налево разбрасывались терминами „обновленец“, „модернист“, выдумали даже словечко „неообновленец“, чтобы клеймить им сторонников богословия оо. Александра Шмемана, Александра Меня или духовных чад отца Георгия Кочеткова. „Обновленец“ для редакции — любой сторонник поновления богослужебных текстов, литургического возрождения, или мало-мальски симпатизирующий западным христианам»[7]. Так, в марте 2020 года издание призвало «православных верующих» воздержаться от посещения храмов, «где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке»[12]

Критики подвергались те, кто «то под предлогом „миссионерских проектов“ пытается провести обновленческие реформы»[1]. Протодиакон Андрей Кураев отметил, что журнал «носит откровенно антимиссионерский характер, обращён только к людям очень церковным, причём одной партии»[7].

Редакция журнала отрицательно относилась к старообрядчеству[13][14][15]: «Агрессивные нападки на старообрядцев — ещё одна черта журнала: снятие в 1971 году анафем на старые обряды редакция считает противоречащим учению святых отцов»[1].

Редакция журнала отрицательно относилась к имяславию, считая это ересью[16][17][18][19].

Редакция журнала отрицательно относилась к Католической церкви[20]. В журнале публиковались материалы с критикой католической экспансии на постсоветском пространстве. Отрицательно оценивался Второй Ватиканский собор, который критиковался за модернистские реформы[21][22].

В издании публиковались материалы с критикой эволюционизма с креационистских позиций[23]. Духовным попечителем журнала является миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ»[2].

В издании критиковалось учение о временности мучений грешников в аду, известное как апокатастасис[24][25], а также его наиболее известные апологеты — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов[26] и митрополит Иларион (Алфеев)[27][28][29].

В издании критиковалось ересь царебожия, под которой понималось уподобление земного царя, а именно святого императора Николая II, Самому Христу Богу[30][31].

В издании публиковались статьи в защиту чудесного происхождения богоданного огня, который сходит на Пасху в Иерусалиме[32], критиковались попытки диакона Андрея Кураева поставить это под сомнение[32].

Несмотря на декларируемую консервативную церковную позицию, в апреле-мае 2020 года интернет-издание отметилось поддержкой спорных фресок со Сталиным и Владимиром Путиным (и другими политическими деятелями) в строящемся Главном храме Вооруженных Сил России. Противников фресок издание резко раскритиковало, клеймя либералами, монархистами и раскольниками[33][34].

Редакция сайта поддержала специальную военную операцию России по освобождению Украины от нацизма вплоть до призывов лишать сана священников, которые эту операцию критиковали[35]. В 2022 году большинство публикаций на сайте было посвящено военно-политической, а не религиозной тематике.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Александра Сопова. Церковь наложила вето на вредную периодику. Известия (20 сентября 2011). Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 14 июня 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 С. И. Носенко. «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 302. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  3. blagogon.ru at WI. Православный журнал Благодатный огонь / Главная страница. website.informer.com. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  4. Новости / 12 декабря — год со дня начала работы сайта «Благодатный Огонь» - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  5. Журналу «Благодатный огонь» отказано в церковном признании. сайт Преображенского содружества малых братств (19 сентября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  6. Журнал «Благодатный огонь» не получил гриф Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. bogoslov.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 "Благогон" не одобрен и закрыт. Мнения экспертов. www.taday.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 31 октября 2020 года.
  8. Новости / Зачистка информационного поля от любых возможностей несогласия с начавшимися церковными реформами: Синодальный информационный отдел отказал в выдаче грифа журналу «Благодатный Огонь» - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  9. Ксения Лученко. Что такое православные СМИ?. pravmir.ru (12 июня 2012). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 17 марта 2020 года.
  10. А. Степанов. Синодальный информационный отдел оказался не на высоте своего призвания. Русская народная линия (22 сентября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  11. протоиерей Константин Буфеев. Открытое письмо Сергею Носенко, главному редактору закрывшегося журнала «Благодатный Огонь». Русская Народная Линия (4 октября 2011). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2021 года.
  12. Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества! Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке. blagogon.ru. Православный журнал Благодатный огонь (15 марта 2020). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 16 марта 2020 года.
  13. Актуальные статьи / Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.Краткая историческая справка - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  14. Актуальные статьи / Константинопольский патриархат и русское старообрядчество: два взгляда - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  15. Номер 2 / Церковь и раскол XVII века - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 8 марта 2022 года.
  16. Киприан ШАХБАЗЯН. Имяславие или имябожничество? Краткий очерк идей, определивших существо афонского спора- Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 21 января 2022 года.
  17. Номер 5 / Ересь имябожничества в прошлом и настоящем - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  18. Новый поход на Церковь? Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову. www.blagogon.ru. Православный журнал Благодатный огонь (19.03.2018). Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 19 января 2020 года.
  19. Актуальные статьи / О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.
  20. Ключевые понятия / Ключевое понятие Католичество, католическая экспансия, уния - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  21. Протоиерей Валентин АСМУС. Библиотека / Архиепископ Марсель Лефевр и католицизм XX века- Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  22. Николай КАВЕРИН. Библиотека / Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа- Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  23. Ключевые понятия / Ключевое понятие Креационизм, эволюционизм - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  24. Номер 15 / О вечности мучений - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  25. Номер 7 / Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  26. Библиотека / Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  27. Иеродиакон Кассиан (ЯНУШЕВ). Библиотека / Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  28. Актуальные статьи / Ориген и либерализм в Церкви. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  29. Актуальные статьи / Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев). www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 12 июня 2021 года.
  30. Номер 11 / Ересь царебожия - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 15 мая 2021 года.
  31. Номер 11 / Новая исповедь: декларация царебожия вместо раскаяния - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 15 мая 2021 года.
  32. 32,0 32,1 Ключевые понятия / Ключевое понятие Благодатный огонь - Православный журнал Благодатный огонь. www.blagogon.ru. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 15 мая 2021 года.
  33. О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России. blagogon.ru (28.04.2020). Дата обращения: 29 июня 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.
  34. Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России. blagogon.ru (20.05.2020). Дата обращения: 29 июня 2020. Архивировано 29 июня 2020 года.
  35. Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» о лишении сана священнослужителей РПЦ МП, выступивших против спецоперации российской Армии по освобождению Украины от нацизма. blagogon.ru (10.05.2022). Архивировано 16 июня 2022 года.

Литература