Бич (человек)
Бич (также бича́ра, бичуга́н, ж. р. бичи́ха; прилаг. бичёвский) — опустившийся, спившийся человек, выполняющий сезонную работу, часто связанную с добычей полезных ископаемых[1][2].
Значение слова
В русском языке слово «бич» означает проблему, наказание, угрозу для множества людей. Часто можно услышать фразы «бич общества», «настоящий бич нашего времени». Однако, вполне возможно, что данное слово имеет английскую этимологию. Слово «бич» происходит от английского beach — «пляж, берег». Английское выражение to be on the beach (буквально — «находиться на берегу») означает «разориться». Этих людей называли beachcomber — «бродяга на побережье». Первоначально словом beach (в значении «бездомный бродяга») называли матросов, оставшихся без работы. Затем слово приобрело значение «бездельник», «корабельный побирушка», «портовый бродяга». На побережье Тихого океана «бичами» называли бродяг и дезертиров с китобойных судов, которые кормились ловлей жемчуга и сбором того, что выбрасывает море[3]. В русском языке первоначальное значение — опустившийся человек, устраивающийся на сезонные работы (в геологических экспедициях, строительстве), в остальное же время года не работающий. Затем получило расширительное значение — бродяга. Отсюда бичевать — вести образ жизни бича. В 1960—1970-е годы был придуман бэкроним «бывший интеллигентный человек»[4].
«Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни» (2015) называет бичом опустившегося, нередко спившегося безработного и бездомного человека, перебивающегося сезонными или случайными заработками на неквалифицированных и тяжёлых работах (часто связанных с добычей полезных ископаемых) и проживающего в бараках, вагончиках и другом случайном жилье. При этом бичи в 1950—1980-х годах составляли значительную часть всех сезонных рабочих, занятых рыболовными промыслами, строительством, на лесоповале, в золотодобыче[5].
«Бичи» в советских лагерях
В советских лагерях словом «бич» заключённые называли других заключённых, которым было не под силу пребывание в местах лишения свободы[6]. «Бичи» (или «холуи») в советских тюрьмах относились к низшей касте[комм. 1]. По воспоминаниям советского диссидента В. Н. Делоне (ум. 1983), бичи на зоне не имели права голоса, сидели они по закону о тунеядстве или бродяжничестве, хотя являлись сезонными рабочими, зарабатывая себе на пропитание[7].
В статье Патрика Мерфи «Советские шабашники: материальные стимулы к труду» рассказывается о такой категории людей, как «бичи» и «бамовцы», в 1980-е годы занятые на малоквалифицированных работах. Это «люди, чьи жизни были разрушены пребыванием в трудовых лагерях во время сталинского режима, проживают в больших количествах на Дальнем Востоке»[8][9].
В СССР 1970-х годов сложилось представление, согласно которому большинство бичей предпочитало селиться подальше от столичных городов, в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока [источник не указан 2336 дней].
См. также
Примечания
- Комментарии
- ↑ При этом, существовала и самая низшая каста — «педерастов», подробнее см. Форум: общественно-политический журнал. Выпуски 1—5. — Мюнхен: Сучаснисть. — С. 58.
- Источники
- ↑ Глинских, Г. В. Социальные варианты языка — II: материалы международной научной конференции 24—25 апреля 2003 года. — Нижний Новгород: Нижегородский гос. лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2003. — С. 364.
- ↑ Горбачевич, К. Словарь синонимов русского языка. — Litres, 2015. — С. 70.
- ↑ Бич // Морской энциклопедический справочник / Под ред. Н. Н. Исанина. — Л.: «Судостроение», 1987. — Т. 1. — С. 83. — 512 с. — 30 000 экз.
- ↑ Сеничкина Е. Словарь эвфемизмов русского языка. — М.: Litres, 2015.
- ↑ См. статьи Бич и Сезонники: Беловинский Л. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. — М.: НЛО, 2015.
- ↑ Фима Жиганец. С корабля на пляж, или кому тепло от батарей.
- ↑ Делоне В. Н. Портреты в колючей раме. — Directmedia, 2014. — С. 141.
- ↑ Ващук А. С. и др. Вопросы социально-демографической истории Дальнего Востока в XX веке. — ДВО РАН, 1999. — С. 173.
- ↑ Patrick Murphy, «Soviet Shabashniki: Material Incentives at Work», Problems of Communism, 1985, vol.34., № 6, p.48-57.