Битва пяти лам
Битва пяти лам | ||||
---|---|---|---|---|
Дата | 1634 | |||
Место | Симток-дзонг, современный Бутан | |||
Итог | победа Шабдрунга Нгаванга Намгьяла[1][2] | |||
Изменения | захват долины Гаса сторонниками Шабдрунга Нгаванга Намгьяла[3] | |||
Противники | ||||
|
||||
Командующие | ||||
|
||||
Силы сторон | ||||
|
||||
Потери | ||||
|
||||
|
Битва пяти лам[1] (также называется вторым тибетским вторжением в Бутан[6]) — вооружённое столкновение, произошедшее в 1634 году, между сторонниками Шабдрунга Нгаванга Намгьяла с одной стороны и силами тибетской династии Цангпа[англ.] и пятью бутанскими ламами с другой. Последним удалось покорить резиденцию Шабдрунга, угрожая ему свержением. Во время битвы запасы боеприпасов, находившихся в Симток-дзонг, воспламенились, в результате чего крепость была разрушена, а большинство тибетских солдат погибло. Воспользовавшись этим, сторонники Шабдрунга сплотились и вытеснили тибетцев со своей земли. Это сражение было ключевым событием в истории объединения Бутана под властью Шабдрунга Нгаванга Намгьяла.
Предыстория
Итогом богословского и политического диспута относительно того, кто должен стать новым руководителем Друкпа Кагью, стало то, что двое мужчин (Нгаванг Намгьял и Гьялванг Пагсам Вангпо) настаивали на законности передачи под их контроль монастыря Ралунг. Оба они были поддержаны разными группами в школе тибетского буддизма, пользовавшейся поддержкой династии Цангпа, правившей в регионе. Из-за обострения конфликта Нгаванг Намгьял, чьи человеческие качества, такие, как честолюбие и харизма, могли угрожать правящему слою, отправился в добровольное изгнание в 1616/1617 годах. Получив приглашение ламы Гасы, он поселился в местности, впоследствии ставшей западным Бутаном[7][8]. Она в то время была разделена на несколько мелких государств и контролировалась разными правителями и религиозными деятелями. Изгнанник был хорошо принят местным духовенством и заручился поддержкой населения, продолжая бросать вызов своим оппонентам, в том числе и династии Цангпа[8].
Его растущая популярность возмутила не только тибетцев, но и несколько влиятельных буддийских школ региона, таких, как школа Лхапа. В 1619 году династия Цангпа вторглась в Бутан с целью убийства Шабдрунга. Тибетцы были остановлены бутанскими правителями, пришедшими ему на помощь. Однако конфликт между ним и Тибетом не прекратился: смерть нескольких представителей тибетской династии от натуральной оспы была приписана волшебным способностям Шабдрунга[9].
Спустя время Шабдрунг изъявил желание стать духовным лидером Бутана. Многие вожди и духовенство признали его власть, но несколько лам отказались ему подчиняться[10][11]. Контролировавший долины на западе Бутана Шабдрунг в 1629 году начал строительство стратегически важного объекта — крепости Симток-дзонг[12]. Именно во время строительства дзонга сторонники Нгаванга Намгьяла были атакованы пятью группами ламаистов, среди которых были представители школ Гелуг, Барава, Катогпа, Сакья. Атака была отбита, а крепость достроена в 1631 году. Так как усилия лам не принесли серьёзных результатов, они обратились к главе династии Цангпа с просьбой вторгнуться в Бутан[13][14]. Однако в течение нескольких лет бутанцы и тибетцы проводили переговоры, целью которых должно было стать предотвращение войны. Они окончились безрезультатно: в 1634 году тибетская династия начала второе вторжение в Бутан. Это натолкнуло бутанцев на мысль о том, что тибетский лидер не хотел мира, а переговоры были лишь уловкой[15]. Мотивы правителя до сих пор остаются неясны, хотя есть мнение, согласно которому тибетцы желали вернуть себе реликвии, находившиеся на территории Бутана[1]. Как бы то ни было, это вторжение было гораздо масштабнее предыдущего и было спланировано лучше него[15].
Битва
Глава династии Цангпа, поддерживаемый бутанскими силами, направил в Бутан пять вооружённых групп, четыре из которых вторглись в долины Паро и Гаса, а пятая — в долину Бумтанг, где располагалось Бутанское королевство. Последнее нейтрально относилось и к Тибету, и к Шабдрунгу. По мнению историка Джона Ардусси, атаке оно подверглось, возможно, из-за того, что здесь, по мнению тибетцев, было велико влияние Шабдрунга[17][15]. Сторонники Нгаванга Намгьяла вновь сплотились для защиты своего лидера, но вскоре стало понятно, что коалиция ламаистов и тибетцев значительно превосходила их в военной мощи. Передав свои полномочия доверенному лицу, Тензину Друкгьялу, Шабдрунг решил спастись бегством в Индию в случае потери контроля над территорией страны. Войска тибетцев, на вооружении которых было немалое количество китайских требушетов, быстро взяли Симток-дзонг штурмом[17][18]. Запасы пороха, находившиеся в крепости, случайно воспламенились во время разграбления дзонга тибетскими военными. При взрыве Симток-дзонг, построенного за три года до того, погибло большинство находившихся здесь тибетцев[19]. Среди оставшихся в живых распространилась паника, произошло это в том числе и потому, что они не знали о хранении тут запасов вооружений. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, сторонники Шабдрунга атаковали и подавили их сопротивление. Некоторые бутанские источники утверждали, что часть тибетцев вернулась на родину с вестью о поражении[1]. После победы в Битве пяти лам последователи Шабдрунга Нгаванга Намгьяла изгнали из долины Гаса монахов Барава, чем навсегда устранили конкурировавшую с ними буддийскую подшколу[3].
Последствия
За победу над тибетскими захватчиками Шабдрунг заплатил высокую цену. Его режим едва не потерпел крах, а династия Цангпа и ламы продолжали нести угрозу[2]. Тем не менее Нгаванг Намгьял продолжал заниматься государственным строительством, спустя время он начал искать подходящее место для новой крепости, более величественной, чем Симток-дзонг. Фундамент Пунакха-дзонга был заложен в 1637 году[20]. После завершения создания дзонга он стал административным центром Бутана и оставался им до 1955 года, когда столица королевства была перенесена в Тхимпху, Симток-дзонг был восстановлен лишь в 1671 году[21][1]. В 1639 году тибетцы предприняли ещё одну попытку вторжения в Бутан, но попытка провалилась: захватчики были вынуждены вести с бутанцами переговоры из-за конфликтов на собственной территории. Впоследствии Тибет признал Шабдрунга правителем Западного Бутана, после чего он упразднил некоторые буддийские подшколы и покорил большую часть восточной части страны[22].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Karma Phuntsho, 2013, p. 229.
- ↑ 2,0 2,1 Ardussi, 1977, p. 220.
- ↑ 3,0 3,1 Ardussi, 1977, pp. 220, 262.
- ↑ 4,0 4,1 Karma Phuntsho, 2013, p. 228.
- ↑ Ardussi, 1977, pp. 219, 220.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 227.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 212-217.
- ↑ 8,0 8,1 Harrison, 2011, p. 41.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 218-220.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 222, 223.
- ↑ Ardussi, 1977, p. 217.
- ↑ Harrison, 2011, p. 43.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 227, 228.
- ↑ Ardussi, 1977, pp. 218, 219.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Ardussi, 1977, p. 219.
- ↑ Harrison, 2011, p. 12, 42.
- ↑ 17,0 17,1 Karma Phuntsho, 2013, p. 228, 229.
- ↑ Harrison, 2011, p. 42, 43.
- ↑ Эйрис, 1979, p. 219.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 229, 230.
- ↑ Вангчук, 2006, p. 40–41, 102.
- ↑ Karma Phuntsho, 2013, p. 232-237.
Литература
- Ardussi, John A. Bhutan before the British: A historical study. — Актон, 1977.
- Karma Phuntsho. The History of Bhutan. — Random House India, 2013.
- Майкл Эйрис. Bhutan. The early History of a Himalayan Kingdom. — Aris & Phillips Central Asian Studies, 1979.
- Дорджи Вангмо Вангчук. Treasures of the thunder dragon: a portrait of Bhutan. — Viking Press, 2006.
- Peter Harrison. Fortress Monasteries of the Himalayas. Tibet, Ladakh, Nepal and Bhutan. — Оксфорд: Osprey Publishing, 2011.