Двоичный поиск
Двоичный (бинарный) поиск (также известен как метод деления пополам или дихотомия) — классический алгоритм поиска элемента в отсортированном массиве (векторе), использующий дробление массива на половины. Используется в информатике, вычислительной математике и математическом программировании.
Частным случаем двоичного поиска является метод бисекции, который применяется для поиска корней заданной непрерывной функции на заданном отрезке.
Поиск элемента в отсортированном массиве
- Определение значения элемента в середине структуры данных. Полученное значение сравнивается с ключом.
- Если ключ меньше значения середины, то поиск осуществляется в первой половине элементов, иначе — во второй.
- Поиск сводится к тому, что вновь определяется значение серединного элемента в выбранной половине и сравнивается с ключом.
- Процесс продолжается до тех пор, пока не будет найден элемент со значением ключа или не станет пустым интервал для поиска.
Несмотря на то, что код достаточно прост, в нём есть несколько ловушек.
- Код
(first + last) / 2
ошибочен, еслиfirst
иlast
по отдельности умещаются в свой тип, аfirst+last
— нет[1]. Если теоретически возможны массивы столь большого размера, приходится идти на ухищрения:- Использовать код
first + (last - first) / 2
, который точно не приведёт к переполнениям, если имеем дело с неотрицательными целыми числами и first<last.- Если
first
иlast
— указатели или итераторы, такой код единственно правильный, поскольку не нарушает абстракцию (уже операция «указатель + указатель» некорректна). Разумеется, чтобы сохранялась сложность алгоритма, нужны быстрые операции «указатель+число → указатель», «указатель−указатель → число».
- Если
- Если
first
иlast
— типы со знаком, провести расчёт в беззнаковом типе:((unsigned)first + (unsigned)last) / 2
. В Java сработает такой код:(first + last) >>> 1
(знаковое двоичное сложение совпадает с беззнаковым, Java гарантирует такое поведение даже при переполнении, и вся эта формула оперирует знаковыми числами как беззнаковыми). - Написать расчёт на ассемблере, с использованием флага переноса. Что-то наподобие
add eax, b; rcr eax, 1
. А вот длинные типы использовать нецелесообразно,first + (last - first) / 2
быстрее.
- Использовать код
- В двоичном поиске часты ошибки на единицу, и каждая такая ошибка превращается в зацикливание, пропуск или выход за пределы массива. Поэтому важно протестировать такие случаи: пустой массив (
n=0
), один элемент (n=1
), ищем отсутствующее значение (слишком большое, слишком маленькое и где-то в середине), ищем первый и последний элемент. - Иногда требуется, чтобы, если
x
в цепочке существует в нескольких экземплярах, находило не любой, а обязательно первый (как вариант: последний; либо вообще неx
, а следующий за ним элемент).[2] Например, функцияstd::lower_bound
из C++ находит первый из равных, аstd::upper_bound
— элемент, следующий за x. Если не найдено — оба возвращают место, куда вставить.
Учёный Йон Бентли утверждает, что 90 % студентов, разрабатывая двоичный поиск, забывают учесть какое-либо из этих требований. И даже в код, написанный самим Йоном и ходивший из книги в книгу, вкралась ошибка: код не стоек к переполнениям[1].
Пример реализации на Java
int binarySearch(int[] arr, int key) {
int low = 0;
int high = arr.length - 1;
while (low <= high) {
int mid = (low + high) >>> 1;
int midVal = arr[mid];
if (midVal < key)
low = mid + 1;
else if (midVal > key)
high = mid - 1;
else
return mid; // key found
}
return -(low + 1); // key not found.
}
Приложения
Практические приложения метода двоичного поиска разнообразны:
- Широкое распространение в информатике применительно к поиску в структурах данных. Например, поиск в массивах данных осуществляется по ключу, присвоенному каждому из элементов массива (в простейшем случае сам элемент является ключом).
- Также его применяют в качестве численного метода для нахождения приближённого решения уравнений (см. Метод бисекции).
- Метод используется для нахождения экстремума целевой функции и в этом случае является методом условной одномерной оптимизации. Когда функция имеет вещественный аргумент, найти решение с точностью до [math]\displaystyle{ \varepsilon }[/math] можно за время [math]\displaystyle{ \log_2 1 / \varepsilon }[/math]. Когда аргумент дискретен, и изначально лежит на отрезке длины N, поиск решения займёт [math]\displaystyle{ 1 + \log_2N }[/math] времени. Наконец, для поиска экстремума, скажем, для определённости минимума, на очередном шаге отбрасывается тот из концов рассматриваемого отрезка, значение в котором максимально.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Extra, Extra — Read All About It: Nearly All Binary Searches and Mergesorts are Broken Архивная копия от 2 декабря 2013 на Wayback Machine // Joshua Bloch, Google Research; перевод — Почти во всех реализациях двоичного поиска и сортировки слиянием есть ошибка Архивная копия от 24 ноября 2013 на Wayback Machine
- ↑ В C++
std::lower_bound
находит первое вхождениеx
, аstd::upper_bound
— элемент, следующий заx
.
Литература
- Шаблон:Source
- Амосов А. А., Дубинский Ю. А., Копченова Н. П. Вычислительные методы для инженеров. — М.: Мир, 1998.
- Бахвалов Н. С., Жидков Н. П., Кобельков Г. Г. Численные методы. — 8-е изд. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы. — М.: «Мир», 1985. — С. 28.
- Волков Е. А. Численные методы. — М.: Физматлит, 2003.
- Гилл Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация. Пер. с англ. — М.: Мир, 1985.
- Кормен, Т., Лейзерсон, Ч., Ривест, Р., Штайн, К. Алгоритмы: построение и анализ = Introduction to Algorithms / Под ред. И. В. Красикова. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 1296 с. — ISBN 5-8459-0857-4.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. — М.: Наука, 1970. — С. 575-576.
- Коршунов Ю. М., Коршунов Ю. М. Математические основы кибернетики. — Энергоатомиздат, 1972.
- Максимов Ю. А., Филлиповская Е. А. Алгоритмы решения задач нелинейного программирования. — М.: МИФИ, 1982.
- Роберт Седжвик. Фундаментальные алгоритмы на C. Анализ/Структуры данных/Сортировка/Поиск = Algorithms in C. Fundamentals/Data Structures/Sorting/Searching. — СПб.: ДиаСофтЮП, 2003. — С. 672. — ISBN 5-93772-081-4.