Перейти к содержанию

Бизнес-альянс

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Бизнес-альянс (англ. business alliance) — соглашение между предприятиями, обычно мотивированное снижением затрат и улучшением обслуживания клиентов. Альянсы часто связаны единым соглашением с равным распределением рисков и возможностей для всех вовлеченных сторон и, как правило, управляются интегрированной проектной командой. В качестве примера можно привести код-шеринг в альянсах авиакомпаний.

Типы

Принято выделять 5 основных категорий или типов альянсов[1]:

  • альянс продажи: альянс возникает, когда две компании договариваются о совместном выходе на рынок для продажи взаимодополняющих продуктов и услуг;
  • альянс по конкретному решению: альянс возникает, когда две компании договариваются о совместной разработке и продаже определенного решения для маркетплейса;
  • географический альянс: альянс возникает, когда две компании договариваются о совместном маркетинге или совместном брендинге своих продуктов и услуг в определенном географическом регионе;
  • инвестиционный альянс: альянс возникает, когда две компании соглашаются объединить свои фонды для взаимного инвестирования;
  • совместное предприятие: альянс, который возникает, когда две или более компаний соглашаются вести совместную экономическую деятельность.

Во многих случаях альянсы между компаниями могут включать в себя две или более категорий или типов альянсов.

Горизонтальные альянсы

Разновидностью альянса является горизонтальный альянс. Например, горизонтальный альянс может возникнуть между поставщиками логистических услуг, т.е. сотрудничество между двумя или более логистическими компаниями, которые потенциально могут конкурировать. В горизонтальном альянсе эти партнеры могут получить двойную выгоду. С одной стороны, они могут «получить доступ к материальным ресурсам, которые можно непосредственно эксплуатировать». В этом примере расширение общих транспортных сетей, их складской инфраструктуры и возможность предоставления более сложных пакетов услуг могут быть достигнуты за счет объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут «получить доступ к нематериальным ресурсам, которые не могут быть использованы напрямую». Это, как правило, включает в себя ноу-хау и информацию и, в свою очередь, инновации[2].

Управление

Любой альянс подвержен неудачам из-за отсутствия сотрудничества или координации, или того и другого[3]. Такая неэффективность проистекает из двух хорошо известных ограничений человеческой природы: оппортунизма[4] и ограниченной рациональности[5]. Для повышения успешности альянсов необходим надлежащий уровень усилий по управлению. Контракты и реляционные нормы являются двумя наиболее часто используемыми механизмами управления бизнес-субъектами[6]. Они также могут повлиять на то, как бизнес-субъекты разрешают конфликты в ходе фокусного сотрудничества, а также распространить текущий альянс на будущие отношения сотрудничества[7]. Договорные и реляционные механизмы управления имеют сложное взаимодействие, при этом один влияет на использование и эффективность другого в своих различных измерениях[8].

См. также

Источники

  1. Kuglin, F.A. Building, Leading, and Managing Strategic Alliances: How to Work Effectively and Profitably With Partner Companies / F.A. Kuglin, J. Hook. — American Management Association, 2002.
  2. Raue J.S., Wieland A. (2015). «The interplay of different types of governance in horizontal cooperations». The International Journal of Logistics Management 26 (2): 401–423. doi:10.1108/IJLM-08-2012-0083.
  3. Gulati R., Wohlgezogen F., Zhelyazkov P. (2012-06-01). «The Two Facets of Collaboration: Cooperation and Coordination in Strategic Alliances». Academy of Management Annals 6 (1): 531–583. doi:10.5465/19416520.2012.691646. ISSN 1941-6520.
  4. Williamson, Oliver E. The economic institutions of capitalism. — The Free Pr, 1985. — ISBN 0-684-86374-X.
  5. Simon, Herbert A. (Herbert Alexander), 1916-2001. Models of Man Social and Rational.. — John Wiley and Sons Inc, 1967.
  6. Poppo L., Zenger T. (2002). «Do formal contracts and relational governance function as substitutes or complements?». Strategic Management Journal 23 (8): 707–725. doi:10.1002/smj.249. ISSN 1097-0266.
  7. Malhotra D., Lumineau F. (2011-10-01). «Trust and Collaboration in the Aftermath of Conflict: The Effects of Contract Structure». Academy of Management Journal 54 (5): 981–998. doi:10.5465/amj.2009.0683. ISSN 0001-4273.
  8. Cao Zhi, Lumineau F. (2015). «Revisiting the interplay between contractual and relational governance: A qualitative and meta-analytic investigation». Journal of Operations Management 33-34 (1): 15–42. doi:10.1016/j.jom.2014.09.009. ISSN 1873-1317.