Перейти к содержанию

Бесы (спектакль МДТ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бесы
Жанр драма
Основан на романе Ф.М.Достоевского "Бесы"
Автор Ф.М.Достоевский
Режиссёр Лев Додин
Компания Академический Малы Драматический театр – Театр Европы
Страна Россия
Язык русский
Год 9-11 ноября 1991


«Бесы» - спектакль Академического Малого Драматического театра – Театра Европы, поставленный режиссёром Львом Додиным в 1991 году по роману Ф.М.Достоевского "Бесы" .

О спектакле

«Бесы» - грандиозная трилогия Льва Додина и Эдуарда Кочергина по знаменитому роману Ф.М.Достоевского. Уникальный опыт трехчастного спектакля, рассчитанного на целый день. Тотальное погружение в мир Достоевского, и, по существу, в семейную историю, ставшую прототипом страшной истории XX столетия. Главный герой аристократ Ставрогин, переступивший нравственные табу, но, как и все герои Достоевского, сомневающийся, рефлексирующий благородный человек пытается распутать клубок душевных противоречий, разрубить узел скопившихся проблем, оказывается невольно вовлеченным в социалистический кружок, на поверку оказавшийся крошечным прототипом тоталитарной системы.

Премьера спектакля состоялась В Германии в городе Брауншвейг в течение трёх вечеров - 9,10,11 ноября 1991 года. В Санкт-Петербурге три спектакля впервые были сыграны в течение дня 21 декабря 1991 года.

Подробнее про создание спектакля можно почитать в книге Ольги Егошиной "Театральная утопия Льва Додина" (М:Новое литературное обозрение, 2014)- с.59-77

"Сегодня, когда в России происходит, что происходит, нет нужды особенно комментировать актуальность пророческого романа Достоевского. Бесы и сегодня борются за власть, бесы объявляют войны, бесы начинают век обещаниями великих свершений и кончают великим крахом. Но не могут остановиться и снова, и снова рисуют величайшие иллюзии. Впрочем, всё это не о политике. Не политика движет человеком. В Божественном замысле нам отведён Миг, один лишь Миг, человек не может с этим смириться, и начинает вопрошать. Не получая ответа, он начинает отвечать сам. И эта величайшая подмена рождает величайшие трагедии. Человек уничтожает других, не замечая, как уничтожает себя. Бог дергает сверху, дьявол снизу, а человек дергается на верёвочке, воздевая руки в отчаянии и суча ногами в надежде. Наш театр три года болен Достоевским, этим вечным задавальщиком вопросов, на которые нет ответа. И если нам даже ничего никому не удастся сказать, мы не в обиде. Три года мы отравлялись, и утешалась самопознанием." (Лев Додин)

Создатели спектакля

Пьеса и постановка Льва Додина

Художник Эдуарда Кочергина

Композитор Олег Каравайчук

Режиссеры-ассистенты Татьяна Шестакова, Сергей Бехтерев

Художник по костюмам Инна Габай

Педагоги - репетиторы Валерий Галендеев, Михаил Александров, Валерий Звёздочкн

Гастроли

1994 – Глазго (Англия)

1995 – Москва

1996 – Париж (Франция)

1997 – Тесалоники (Греция)

1998 – Лондон (Англия)

2000 – Милан (Италия)

2004 – Москва

2006 – Москва

2009 – Париж (Франция)

2013 - Москва

Действующие лица и исполнители

Ставрогин Николай Всеволодович — Пётр Семак

Ставрогина Варвара Петровна — Галина Филимонова

Верховенский Пётр Степанович — — Сергей Бехтерев,Олег Дмитриев

Верховенский Степан Трофимович, его отец — Николай Лавров, Анатолий Колибянов, Сергей Козырев

Лебядкина Марья Тимофеевна — Татьяна Шестакова

Лебядкин Игнат Тимофеевич, ее брат — Игорь Иванов

Шатова Дарья Павловна — Елена Калинина, Ирина Тычинина

Шатов Иван Павлович, ее брат — Сергей Власов

Шатова Мария Игнатьевна, его жена — Наталья Фоменко

Кириллов Алексей Нилыч — Сергей Курышев

Федька-Каторжный — Игорь Скляр, Алексей Морозов, Владимир Селезнев

Гаганов-Дроздов Маврикий Николаевич — Владимир Захарьев

Тушина Лизавета Николаевна — Ирина Селезнёва, Анжелика Неволина

Алексей Егорович, слуга в доме Ставрогиных — Сергей Мучеников

Виргинская Арина Прохоровна, акушерка — Татьяна Рассказова

Виргинский, ее муж — Николай Павлов, Олег Рязанцев

Родственница Виргинских — Марина Гридасова, Марина Богданова, Наталия Калинина

Липутин Сергей Васильевич — Аркадий Коваль, Олег Гаянов

Толкаченко — Сергей Козырев, Александр Кошкарев

Шигалев — Владимир Туманов, Игорь Черневич

Лямшин — Григорий Дитятковский, Адриан Ростовский

Учитель — Михаил Самочко

Курсистка — Мария Никифорова

Эркель — Игорь Черневич, Станислав Никольский

Блюм — Аркадий Шароградский, Владимир Селезнёв, Артур Козин

Отец Тихон, архиерей — Алексей Зубарев

Старуха в доме Филиппова — Ирина Демич, Бронислава Проскурнина

Извозчик и Причетник — Анатолий Колибянов, Владимир Артемов

Женщины в церкви -Нина Семёнова, Ирина Никулина, Елена Васильева, Лия Кузьмина, Екатерина Решетникова

Девочка — Татьяна Попова, Оля Кузьмина, Паулина Лихвацкая

Отзывы о спектакле

  • "Бесы" поставлены наперекор всему, что привычно и массово. И свет, которым светится театр во время этого спектакля, возникает, когда люди в зале, отбросив привычное, жадно слушают то, что звучит со сцены. (Наталья Крымова)
  • Самая гениальная игра в мире? Смотря спектакль Додина «Бесы» по роману Lостоевского, зритель часто думает именно так. И над всеми персонажами – гениальное, ироническое повествование Достоевского, его отчет о сердцах человеческих, ставший потрясающим спектаклем, где есть все: этика, политика, любовь, благородство, безумие и пафос. (Алэстэир Макьюлэй, газета Financial Times (Англия)
  • В год премьеры, учитывая острополитизированную жизнь начала 90-х годов, спектакль Льва Додина во многом звучал как предостережение политикам и даже приговор революционерам, хотя и о вечной человеческой природе этот спектакль всегда говорил очень и очень многое. Прошло 20 лет, и политические мотивы как-то отступили, на первый план в "Бесах" вышли именно универсальные, человеческие смыслы. (Елена Герусова, театральный критик)
  • Додин свободно компоновал в «Бесах» мотивы камерных тет-а-тетов и многолюдных сборищ, домашних посиделок и конспиративных встреч, сталкивал заклятых друзей-врагов в исступленном споре и мирных домашних хлопотах. Натуральность подробностей шокировала: вареная курица, которую ели на сцене, не мешала патетике. Полифония тем и мотивов сочеталась с полифоничностью постановочных средств. Многофигурная постановка потрясала бесстрашием почти хирургического анализа человеческой природы. (Ольга Егошина, театральный критик)

Пресса о спектакле

Ссылки

Страница спектакля на сайте театра