Бернардацци, Александр Александрович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Александрович Бернардацци
Основные сведения
Страна Российская империя
Работы и достижения
Учёба Императорская Академия художеств
Работа в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Харбине
Архитектурный стиль эклектика, модерн
Важнейшие постройки Екатеринославский горный институт

Александр Александрович Бернардацци или «А. Бернардацци — младший» (2 мая 1871 — 1925 или июнь 1931) — русский архитектор, автор общественных зданий и гражданских объектов в Санкт-Петербурге, Екатеринославе, Екатеринбурге, Перми и Харбине.

Биография

«Дом-сказка» в Санкт-Петербурге

Родился в Кишинёве в семье известного архитектора А. О. Бернардацци, много строившего в Одессе и Кишинёве. В семье было пятеро детей, Александр был вторым.

Обучался в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств и «за отличные познания в искусстве и науках» удостоен в 1903 году звания художника-архитектора. Некоторое время работал как «вольный художник» — по его проекту строится несколько доходных домов, в том числе — в 1910 году — знаменитый «Дом-сказка»[1].

В 1911 году принят на должность архитектора департамента народного просвещения.

В 1915—1917 по проекту А. А. Бернардацци строится здание «6-й Санкт-Петербургской гимназии имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича».

Александр Александрович преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, Женских политехнических курсах. Член «Общества Интимного театра», один из создателей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака».

В 1916—1917 годы принимал участие в строительстве Пермского университета.

В 1915—1917 гг. братья Бернардацци проектировали Уральский горный институт в г. Екатеринбурге[2][3]. Организовав в Екатеринбурге мастерскую из студентов Академии художеств, Бернардацци менее чем за два месяца подготовили сложнейший эскизный проект здания и всё необходимое для его дальнейшей разработки. 7 ноября 1915 г. проект был принят на заседании Екатеринбургской строительной комиссии, не вызвав существенных возражений даже со стороны городского архитектора[3].

Здание так и не было достроено. В связи с необходимостью присутствовать на стройках в Екатеринбурге и Перми, 1 июля (18 июня1917 Александр Александрович отбыл в длительную командировку и в Петроград уже не вернулся.

Некоторое время Бернардацци преподавал в Екатеринбургской художественно-промышленной школе, с отступлением Белой армии эвакуировался вместе с женой на Дальний Восток. Из Благовещенска с группой таких же беженцев перебрался через Амур — в Манчжурию[3].

Известно, что в 1921 году А. А. Бернардацци работал в Харбине[4].

По его авторским проектам были построены:

  • двух- и четырехэтажный дома Х. П. Гордона,
  • дом-особняк журналиста З. М. Клиорина,
  • одноэтажный дом Н. М. Ходжиева,
  • особняк лесопромышленника В. Ф. Ковальского,
  • двухэтажный дом с магазином И. Рабиновича.

Помимо этого А. А. Бернардацци читал лекции в Харбинском политехническом институте, вел практические занятия с учащимися, руководил дипломными проектами[3].

Вместе с бывшим хранителем столичной художественной галереи Анастасьевым и другими эмигрантами он стал одним из основателей художественной студии «Лотос» в доме Мееровича, об открытии которой 5 февраля 1922 года сообщила харбинская газета «Рупор».. Студия дала возможность реализовать себя в преподавательской деятельности многим художникам-эмигрантам и восполнила дефицит профессионального художественного образования. Занятия велись для взрослых и малышей 5-8 лет[5].

Перенесённые лишения сказались на здоровье архитектора. Он заболел туберкулезом и умер в 1925 г. на 54-м году жизни. Исследователь русского дальневосточного зарубежья Н. П. Крадин рассказал о том, что товарищи и коллеги А. А. Бернардацци устроили вечер, посвященный его памяти[3].

Как написала харбинская газета по поводу его смерти, Бернардацци «пользовался огромной популярностью в Харбине. Здесь ему принадлежит целый ряд построек, выполненных с чрезвычайным вкусом. Так, например, по его проекту выстроен особняк Ковальского в Новом Городе — одно из лучших зданий Харбина. Здесь, в созданной им студии „Лотос“, он сумел объединить вокруг себя самых разнообразных людей, объединить не только на почве искусства, но главным образом на почве удивительно человечных отношений, чуждых всякой сухости и меркантильного расчёта»[6].

По другим сведениям. Александр Александрович умер в Харбине не позднее 14 июня 1931 года[7].

Проекты

Санкт-Петербург

  • Английский проспект, д.№ 27/улица Союза Печатников, д.№ 27 — доходный дом Н. Ф. и Ф. Ф. Комиссаржевских и гимназия О. К. Витмер. Перестройка и расширение. 1906[3].
  • Улица Декабристов, д.№ 60/Английский проспект, д.№ 21 — доходный дом П. И. Кольцова. 19091910. (Сохранились дворовые корпуса)[8].
  • Архитектурный проект больницы «Всех скорбящих» Ведомства учреждений императрицы Марии. 1913[3].
  • Улица Ломоносова, д.№ 5/Торговый переулок, д.№ 2а — здание гимназии им. наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. 19141916.
  • Выставочный павильон министерства торговли и промышленности для строительной выставки.
  • Реставрация парадных помещений Министерства народного просвещения, сооруженных по проекту Росси (парадной лестницы, большого приемного зала, двух кабинетов товарищей министра, кабинета министра)[3].

Екатеринослав

Екатеринославский горный институт

В 1912—1914 гг. также совместно с братом Е. А. Бернардацци выполнил проект комплекса Горного института в Екатеринославе. В рамках этого проекта в 1914—1924 гг. выполнена достройка Главного корпуса Горного института (Екатерининский проспект, 19); в 1914—1915 гг. выстроен дом профессуры Горного института (просп. Гагарина, 2); выполнена металлическая на каменных столбах ограда всего комплекса[2].

Одесса

Особняк баронессы Вассаль[3].

Кишинёв

Семья

Примечания

  1. Дом находился на углу Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), д.60 и Английского проспекта, д.21; получил прозвище за богатое и причудливое убранство. Среди элементов декора — майоликовые панно, воспроизведенными по эскизам М. А. Врубеля. В разные годы в доме жили П. И. Чайковский и Анна Павлова. Разрушен в 1942 году при бомбежках во время блокады Ленинграда
  2. 2,0 2,1 Старостин, В.С., Безносов, А.И. Бернардацци, Евгений Александрович. Днепропетровская городская энциклопедия (23 июля 2012).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Дашкевич, Людмила Александровна; Киселёв, Евгений Анатольевич. СТРОИТЕЛИ УРАЛЬСКОГО ГОРНОГО ИНСТИТУТА БРАТЬЯ БЕРНАРДАЦЦИ // Бакунинские чтения-2018. Секция 5. История науки и техники. — 2018. — 29 октября. — С. 261—271.
  4. Публикация
  5. Г.В. Мелихов. Глава V. На КВЖД. Б.В.Остроумов // Белый Харбин. Середина 20-х. — Электронное издание © www.rp-net.ru. — С. 273. — 431 с.
  6. Панихида по А. А. Бернардацци Архивная копия от 13 февраля 2018 на Wayback Machine // «Гун-Бао» № 1379, от 16 июня 1931 года
  7. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 1. А — В. М.: «Пашков дом», 1999. — ISBN 5-7510-0169-9. с. 295
  8. 8,0 8,1 Дашкевич, Людмила Александровна; Киселёв, Евгений Анатольевич. СТРОИТЕЛИ УРАЛЬСКОГО ГОРНОГО ИНСТИТУТА БРАТЬЯ БЕРНАРДАЦЦИ // Бакунинские чтения-2018. Секция 5. История науки и техники. — 2018. — 29 октября. — С. 261—271.

Литература

  • С. В. Боглачев. Петербургский зодчий Александр Бернардацци-младший // В сб. «Невский архив», вып. IV. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1999. ISBN 5-85555-040-0
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Бубис И. М. Зодчие Бернардацци. — Кишинёв: Штиинца, 1997. — 110 с.

Ссылки