Бернардацци, Александр Александрович
Александр Александрович Бернардацци | |
---|---|
Основные сведения | |
Страна | Российская империя |
Работы и достижения | |
Учёба | Императорская Академия художеств |
Работа в городах | Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Харбине |
Архитектурный стиль | эклектика, модерн |
Важнейшие постройки | Екатеринославский горный институт |
Александр Александрович Бернардацци или «А. Бернардацци — младший» (2 мая 1871 — 1925 или июнь 1931) — русский архитектор, автор общественных зданий и гражданских объектов в Санкт-Петербурге, Екатеринославе, Екатеринбурге, Перми и Харбине.
Биография
Родился в Кишинёве в семье известного архитектора А. О. Бернардацци, много строившего в Одессе и Кишинёве. В семье было пятеро детей, Александр был вторым.
Обучался в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств и «за отличные познания в искусстве и науках» удостоен в 1903 году звания художника-архитектора. Некоторое время работал как «вольный художник» — по его проекту строится несколько доходных домов, в том числе — в 1910 году — знаменитый «Дом-сказка»[1].
В 1911 году принят на должность архитектора департамента народного просвещения.
В 1915—1917 по проекту А. А. Бернардацци строится здание «6-й Санкт-Петербургской гимназии имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича».
Александр Александрович преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой, Женских политехнических курсах. Член «Общества Интимного театра», один из создателей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака».
В 1916—1917 годы принимал участие в строительстве Пермского университета.
В 1915—1917 гг. братья Бернардацци проектировали Уральский горный институт в г. Екатеринбурге[2][3]. Организовав в Екатеринбурге мастерскую из студентов Академии художеств, Бернардацци менее чем за два месяца подготовили сложнейший эскизный проект здания и всё необходимое для его дальнейшей разработки. 7 ноября 1915 г. проект был принят на заседании Екатеринбургской строительной комиссии, не вызвав существенных возражений даже со стороны городского архитектора[3].
Здание так и не было достроено. В связи с необходимостью присутствовать на стройках в Екатеринбурге и Перми, 1 июля (18 июня) 1917 Александр Александрович отбыл в длительную командировку и в Петроград уже не вернулся.
Некоторое время Бернардацци преподавал в Екатеринбургской художественно-промышленной школе, с отступлением Белой армии эвакуировался вместе с женой на Дальний Восток. Из Благовещенска с группой таких же беженцев перебрался через Амур — в Манчжурию[3].
Известно, что в 1921 году А. А. Бернардацци работал в Харбине[4].
По его авторским проектам были построены:
- двух- и четырехэтажный дома Х. П. Гордона,
- дом-особняк журналиста З. М. Клиорина,
- одноэтажный дом Н. М. Ходжиева,
- особняк лесопромышленника В. Ф. Ковальского,
- двухэтажный дом с магазином И. Рабиновича.
Помимо этого А. А. Бернардацци читал лекции в Харбинском политехническом институте, вел практические занятия с учащимися, руководил дипломными проектами[3].
Вместе с бывшим хранителем столичной художественной галереи Анастасьевым и другими эмигрантами он стал одним из основателей художественной студии «Лотос» в доме Мееровича, об открытии которой 5 февраля 1922 года сообщила харбинская газета «Рупор».. Студия дала возможность реализовать себя в преподавательской деятельности многим художникам-эмигрантам и восполнила дефицит профессионального художественного образования. Занятия велись для взрослых и малышей 5-8 лет[5].
Перенесённые лишения сказались на здоровье архитектора. Он заболел туберкулезом и умер в 1925 г. на 54-м году жизни. Исследователь русского дальневосточного зарубежья Н. П. Крадин рассказал о том, что товарищи и коллеги А. А. Бернардацци устроили вечер, посвященный его памяти[3].
Как написала харбинская газета по поводу его смерти, Бернардацци «пользовался огромной популярностью в Харбине. Здесь ему принадлежит целый ряд построек, выполненных с чрезвычайным вкусом. Так, например, по его проекту выстроен особняк Ковальского в Новом Городе — одно из лучших зданий Харбина. Здесь, в созданной им студии „Лотос“, он сумел объединить вокруг себя самых разнообразных людей, объединить не только на почве искусства, но главным образом на почве удивительно человечных отношений, чуждых всякой сухости и меркантильного расчёта»[6].
По другим сведениям. Александр Александрович умер в Харбине не позднее 14 июня 1931 года[7].
Проекты
Санкт-Петербург
- Английский проспект, д.№ 27/улица Союза Печатников, д.№ 27 — доходный дом Н. Ф. и Ф. Ф. Комиссаржевских и гимназия О. К. Витмер. Перестройка и расширение. 1906[3].
- Улица Декабристов, д.№ 60/Английский проспект, д.№ 21 — доходный дом П. И. Кольцова. 1909—1910. (Сохранились дворовые корпуса)[8].
- Архитектурный проект больницы «Всех скорбящих» Ведомства учреждений императрицы Марии. 1913[3].
- Улица Ломоносова, д.№ 5/Торговый переулок, д.№ 2а — здание гимназии им. наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. 1914—1916.
- Выставочный павильон министерства торговли и промышленности для строительной выставки.
- Реставрация парадных помещений Министерства народного просвещения, сооруженных по проекту Росси (парадной лестницы, большого приемного зала, двух кабинетов товарищей министра, кабинета министра)[3].
Екатеринослав
В 1912—1914 гг. также совместно с братом Е. А. Бернардацци выполнил проект комплекса Горного института в Екатеринославе. В рамках этого проекта в 1914—1924 гг. выполнена достройка Главного корпуса Горного института (Екатерининский проспект, 19); в 1914—1915 гг. выстроен дом профессуры Горного института (просп. Гагарина, 2); выполнена металлическая на каменных столбах ограда всего комплекса[2].
Одесса
Особняк баронессы Вассаль[3].
Кишинёв
- Доходный дом Петрококино[8].
- Костюженская психиатрическая лечебница (пять каменных зданий)[3].
Семья
- Дед — Иосиф (Осип) Карлович Бернардацци.
- Отец — Александр Осипович Бернардацци.
- Брат — Евгений Александрович Бернардацци.
Примечания
- ↑ Дом находился на углу Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), д.60 и Английского проспекта, д.21; получил прозвище за богатое и причудливое убранство. Среди элементов декора — майоликовые панно, воспроизведенными по эскизам М. А. Врубеля. В разные годы в доме жили П. И. Чайковский и Анна Павлова. Разрушен в 1942 году при бомбежках во время блокады Ленинграда
- ↑ 2,0 2,1 Старостин, В.С., Безносов, А.И. Бернардацци, Евгений Александрович . Днепропетровская городская энциклопедия (23 июля 2012).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Дашкевич, Людмила Александровна; Киселёв, Евгений Анатольевич. СТРОИТЕЛИ УРАЛЬСКОГО ГОРНОГО ИНСТИТУТА БРАТЬЯ БЕРНАРДАЦЦИ // Бакунинские чтения-2018. Секция 5. История науки и техники. — 2018. — 29 октября. — С. 261—271.
- ↑ Публикация
- ↑ Г.В. Мелихов. Глава V. На КВЖД. Б.В.Остроумов // Белый Харбин. Середина 20-х. — Электронное издание © www.rp-net.ru. — С. 273. — 431 с.
- ↑ Панихида по А. А. Бернардацци Архивная копия от 13 февраля 2018 на Wayback Machine // «Гун-Бао» № 1379, от 16 июня 1931 года
- ↑ Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 1. А — В. М.: «Пашков дом», 1999. — ISBN 5-7510-0169-9. с. 295
- ↑ 8,0 8,1 Дашкевич, Людмила Александровна; Киселёв, Евгений Анатольевич. СТРОИТЕЛИ УРАЛЬСКОГО ГОРНОГО ИНСТИТУТА БРАТЬЯ БЕРНАРДАЦЦИ // Бакунинские чтения-2018. Секция 5. История науки и техники. — 2018. — 29 октября. — С. 261—271.
Литература
- С. В. Боглачев. Петербургский зодчий Александр Бернардацци-младший // В сб. «Невский архив», вып. IV. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1999. ISBN 5-85555-040-0
- Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
- Бубис И. М. Зодчие Бернардацци. — Кишинёв: Штиинца, 1997. — 110 с.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Архитекторы по алфавиту
- Архитекторы модерна
- Архитекторы Санкт-Петербурга
- Архитекторы Перми
- Архитекторы Екатеринбурга
- Архитекторы XX века
- Бернардацци
- Русские эмигранты первой волны в Китае
- Архитекторы Российской империи
- Архитекторы Одессы
- Архитекторы Кишинёва
- Архитекторы Днепра
- Выпускники Императорской Академии художеств