Берлов, Михаил Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Николаевич Берлов
Полное имя Михаин Николаевич Берлов
Дата рождения 22 мая (3 июня) 1867(1867-06-03)
Место рождения Херсонская губерния
Дата смерти 6 февраля 1935(1935-02-06) (67 лет)
Место смерти Рига

Михаил Иванович Берлов (18671935) — русский инженер-механик, первый ректор Иваново-Вознесенского политехнического института.

Биография

Родился 22 мая 1867 года в Херсонской губернии[1]. Окончил реальное училище во Владикавказе, затем работал на Николаевской железной дороге. В 1885 году поступил на механическое отделение Санкт-Петербургского технологического института.

По окончании технологического института в 1891 году поступил помощником механика на орудийный завод в Санкт-Петербурге. В 1892 году перешёл на Невский механический завод, в 1894 году на Шосткинский пороховой завод, где работал старшим механиком строительной комиссии по переустройству производства бездымного пороха.

В 1896 году уехал за границу. Посетил многие заводы и железнодорожные мастерские, знакомясь с современным машиностроением. В 1897 году в Льеже окончил Электротехнический институт Монтефиоре, получив звание инженера-электрика. Вернувшись в Россию, получил должность ассистента по прикладной механике в Рижском политехническом институте. Затем он был избран доцентом и в 1899 году стал адъюнкт-профессором. Читал курсы: детали машин, механическая теория тепла с приложениями, паровозы; руководил проектированием паровозов и паровых машин. Одновременно, в 1898—1903 годах был инженером Риго-Орловской железной дороги по проектированию и разработке технических сооружений. Помимо преподавательской работы, вёл обширную деятельность по подготовке учебных изданий. Его монография «Детали машин», впервые вышедшая в Риге в 1902 году, впоследствии переиздавалась восемь раз[2]. С 1 июля 1904 года М. И. Берлов — профессор прикладной механики.

В 1915 году после эвакуации политехнического института из Риги вместе с другими преподавателями переехал в Москву. В 1918 году решался вопрос о возможном переводе Рижского политехнического института в Иваново, но значительная часть преподавателей института не поддержало эту идею и было принято решение о создании в Иваново-Вознесенске самостоятельного политехникума. Летом 1918 года М. Н. Берлов был включён в состав организационного комитета по созданию Иваново-Вознесенского политехнического института. 1 октября 1918 года он был избран ректором института. Одновременно был деканом инженерно-механического факультета (1918—1920), а затем инженерно-строительного (1920—1921).

В 1921 году вышло написанное им пособие «Болтовые и клиновые соединения». В этом же году, решив возвратиться в Латвию, Берлов покинул Россию. В Латвийском университете места ему не нашлось и он стал преподавать в русском техникуме Н. А. Около-Кулака.

Умер в Риге 6 февраля 1935 года; похоронен на Покровском кладбище. На момент кончины М. Н. Берлов был директором и членом правления АО «Первый частный ломбард» и товарищем председателя «Третьего Рижского общества взаимного кредита»[1].

Семья

Был женат на Вассе Фёдоровне Большаковой, которая родилась 1 сентября 1868 года в Тверской губернии. Их дети: Евгения (14.12.1890—?), Агрипина (20.06.1893—?), Дарья (21.03.1902—?), Николай (20.04.1904—?)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Фейгмане Т. Михаил Николаевич Берлов Архивная копия от 30 декабря 2019 на Wayback Machine
  2. В Российской государственной библиотеке список трудов М. Н. Берлова составляет 36 наименований. Под 1938 г. значится 8-е издание «Деталей машин».

Литература

Ссылки