Берк, Томас (писатель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Томас Берк
англ. Thomas Burke
Имя при рождении Sydney Thomas Burke
Род деятельности прозаик, поэт, редактор
Годы творчества 1901—1945
Направление реализм, романтизм
Жанр роман, рассказ, эссе, стихотворение
Дебют Nights in Town: A London Autobiography (1915) (док.)
«Ночи Лаймхауса» (1916) (худ.)

Томас Берк (англ. Thomas Burke; 29 ноября 1886 — 22 сентября 1945 года) — британский писатель, поэт и редактор.

Первым произведением Берка, получившим признание публики, стал сборник рассказов «Ночи Лаймхауса» (1916), посвящённый лондонскому району бедняков Лаймхаус. Во многих произведениях Берка в роли рассказчика выступает китаец Квонг Ли.

В 1919 году американский кинорежиссёр Дэвид Уорк Гриффит использовал рассказ из сборника, «Китаец и девочка», в качестве основы для сценария фильма «Сломанные побеги»[1].

Биография

Сидней Томас Берк родился 29 ноября 1886 года в Клэпам-Джанкшен, узловой станции к юго-востоку от Лондона. Отец Берка, для которого это был второй, поздний, брак, умер вскоре после рождения мальчика в возрасте 62 лет[2]. В итоге Берк был передан на попечение своему дяде в Попларе[3]. В возрасте десяти лет он был устроен в интернат для мальчиков среднего класса, которые «имели уважаемое происхождение, но остались без адекватных средств»[4]. Когда Берку исполнилось шестнадцать лет, он начал работать в качестве посыльного, при этом испытывая глубокую ненависть к своему занятию. В 1901 году Берк опубликовал в журнале Spare Moments своё первое профессиональное произведение: рассказ «Бриллианты Беллами»[5]. В 1910—1913 года он также редактировал сборники детских стихов.

Вид на набережную в Лаймхаусе (Джон Бойделл, 1751)

В 1915 году Берк опубликовал документальную книгу Nights in Town: A London Autobiography, в которой приводилось описание ночной жизни рабочего класса Лондона. В сборник, кроме прочего, вошло эссе, «Китайская ночь, Лаймхаус»[6]. Однако популярность как автор Берк получил только после выхода в 1916 году сборника «Ночи Лаймхауса». Эта коллекция мелодраматических рассказов о жизни китайских эмигрантов была опубликована в трёх британских изданиях: The English Review, Colour и The New Witness — и привлекло внимание литературных критиков[7]. «Ночи Лаймхауса» создали Берку репутацию «лауреата лондонского Чайна-тауна»[5]. Рассказы Берка также оказали влияние на популярные формы развлечений, в том числе на зарождающуюся киноиндустрию. Известный кинорежиссёр начала XX века Дэвид Уорк Гриффит использовал рассказ «Китаец и девочка», опубликованный в сборнике «Ночи Лаймхауса», в качестве основы для известного произведения немого кино «Сломанные побеги» (1919)[8].

В последующих произведениях Берк продолжил разрабатывать тему жизни в Лондоне. Свет увидели такие эссе как «Настоящий Ист-Энд» и «Лондон моего времени». Постепенное расширение тематики проявилось в таких произведениях, как вышедший в 1926 году роман The Sun in Splendor[9].

Берк скончался в Блумсбери 22 сентября 1945 года[10].

Биографические неточности

Создание точной биографии Томаса Берка осложняется вымышленными сведениями, касающимися ранних лет жизни Берка, которые широко распространились в годы его жизни. Главным источником фальсификация являлся сам Берк, выдававшим свои произведения за автобиографические, чтобы подчеркнуть глубокие знания жизни низших классов. Как отмечает литературный критик Энн Уитчард, большая часть того, что мы знаем о жизни Берка, базируется на работах, которые «претендуют на автобиографичность, [но] тем не менее содержат в себе гораздо больше вымысла, чем правды»[11]. Например, хотя Томас Берк родился и вырос в пригороде, он в своей автобиографической повести The Wind and the Rain: A Book of Confessions (1924) утверждает, что родился и вырос в Ист-Энде, рабочем районе Лондона. Кроме того, в этом произведении он заявляет, что, будучи сиротой, подружился с лавочником-китайцем по имени Квонг Ли, от которого узнал о жизни китайских эмигрантов в Лондоне[12]. Берк также рассказывал газетным журналистам, что «сидел у ног китайских философов, которые держали курильни опиума, чтобы узнать из уст, способных говорить только на ломаном английском, тайны загадочного Востока и истину о добре и зле».

Эти романтизированные истории Берка о своей молодости часто принимаются нынешними литературными критиками и в основном не оспаривались его современниками. Хотя Берк в поздних работах, включая книгу Son of London, более точно описывает свою юность в пригороде, большинство его мемуаров свидетельствуют о якобы глубоком знании жизни низших классов[13]. Эти фальшивые автобиографии позволили Берку укрепить репутацию эксперта по китайскому Лондону и успешно рекламировать свои художественные произведения, посвящённые Лаймхаусу. Как отмечает Уитчард, Берк через свои произведения позиционировал себя в качестве «пророка» в «оккультном процессе» представления «иных» лондонских субкультур[14].

Критика

Читатели

Несмотря на длинную библиографию, для публики Берк во многом остаётся автором «Ночей Лаймхауса», его второго сборника лондонских рассказов. Опубликованные в 1917 году, смелые истории о лондонском Чайна-тауне немедленно стали объектом полемики. Изначально книга была запрещена в библиотеках, и не только по признаку общей безнравственности, но и из-за скандальных межрасовых отношений между китайскими мужчинами и белыми женщинами. «Ночи Лаймхауса», действие которых происходит во время Первой мировой войны в катящейся к закату Британской империи, обострили давно появившиеся страхи. Как отмечает критик Энн Уитчард, Британия времён Берка пропагандировала идею «жёлтой угрозы», согласно которой присутствие китайцев в Лондоне являлось причиной «гниения метрополии и имперского и расового упадка»[15]. В немалой степени благодаря Берку и его современнику, Саксу Ромеру, ранее в значительной степени незамеченная китайская иммиграция теперь оказалась под пристальным вниманием общественности[16]. Кульминацией этого негативного подхода стала истерика конца 1920-х годов, связанная с обвинением китайцев в гипнозе белых девочек. В Америке, благодаря фильму Дэвида Уорка Гриффита, Берка приняли намного более позитивно[17]. Тесная связь литературы Берка с Лаймхаусом, в итоге, по иронии судьбы, стало причиной потери популярности, которая пошла на убыль вместе со снижением концентрации китайцев в районе, а к настоящему времени сделавшая его практически забытым[18].

Критики

Профессиональные критики Берка также, как и публика, в основном, сконцентрировали внимание на «Ночах Лаймхауса». Общее мнение о сборнике оказалось положительным, в том числе Берк удостоился похвалы от таких известных авторов, как Герберт Уэллс и Арнольд Беннет[19]. И даже отрицательные отзывы признают значимость работы Берка. Например, критик Гилберт Селдс писал:

Книги Берка, одновременно смелые и бессмысленные, могут вызвать уважение; опасно лишь то, что в них немного не хватает цели, не хватает социального наставления. Но именно эти недостатки, конечно же, и делают их столь привлекательными. И, можно добавить, это удивительно хорошая литература[20].

Более восторженные отзывы находят отражение в льстящем сравнении Милтона Броннера: «с тех времен, когда Киплинг ворвался в английскую литературу, это первый писатель, обладающий столь невероятной мощью и движущей силой»[21]. Киплинг писал в далекой Индии, когда Британская империя была на пике могущества, но, согласно последним интерпретациям, Берк достиг успеха, перенеся экзотику в Британию, тем самым помогая соотечественникам отвлечься от беспрецедентной жестокости Первой мировой войны[22].

Отзывы о других произведениях Берка более разнообразны, но всегда находятся под влиянием скандальных и успешных «Ночей Лаймхауса». Twinkletoes (1918), опубликованный год спустя, получил одобрение на волне успеха предыдущей книги, «Новые ночи Лаймхауса» (1921) также были восприняты положительно, хотя и критиковались за повторения. Как заметил критик Джон Гантер, «вполне вероятно, что Лондон достаточно большой, чтобы стоить девяти книг о нём от одного автора. Но этот автор должен быть значительнее, чем Томас Бёрк».[23]. В настоящее время интерес к творчеству Берка носит случайный характер, однако он по-прежнему рассматривается как достойный представитель модернистской литературы[24].

Художественные произведения

Томас Берк считал себя истинным лондонцем, как по рождению, так и по духу. Подавляющее большинство его сочинений связаны с повседневной жизнью Лондона. Рабочие районы и их обитатели стали важным элементом в работах Берка, и представители дна общества многократно выводятся им в качестве персонажей как в художественных произведениях, так и документальных эссе. Книги Берка следуют лучшим традициям таких авторов, как Джеймс Гринвуд и Джек Лондон. Берк придерживается правдивого, журналистского изображения улиц Лондона и людей. Первое признание пришло к Берку с появлением его первой книги, «Ночи в городе», в 1915 году, а «Ночи Лаймхауса», принесшие ему популярность, во многом были повторением того же материала, но только в виде художественного произведения.

Берк фактически использовал один и тот же материал для создания произведений в различных литературных жанрах: эссе — в Nights Town: A London Autobiography, художественный рассказ — в «Ночи Лаймхауса», роман — в Twinkletoes, стихотворение — в The Song Book of Quong Lee of Limehouse[25]. Хотя большинство сочинений Бёрка касалось Лондона, точнее, Ист-Энда и района Лаймхаус, он также опубликовал несколько эклектичных и нехарактеристических произведений. В Night-Pieces (1935) и Murder at Elstree or Mr. Thurtell and His Gig Бёрк пробовал свои силы в жанре ужасов. Он также опубликовал The Beauty of England (1933) и The English Inn (1930), изображающие сельскую жизнь Англии, и The Outer Circle, серию рассказов, посвящённую лондонским пригородам. В 1901 году в журнале Spare Moments также был опубликован рассказ «Бриллианты Беллами»[6].

«Ночи Лаймхауса» и литературный стиль

В своих произведениях Берк сочетает несколько стилей, чтобы создать яркий портрет Лондона. В «Ночах Лаймхауса» и множестве продолжений Берк проявляется как «поставщик мелодраматических историй о похоти и убийствах лондонских низов»[26]. Но как ни парадоксально, и документальные, и художественные произведения Берка, особенно «Ночи Лаймхауса», отличаются суровостью реальности и её романтическим восприятием. В конечном счете, стиль Берка — это сочетание реализма и романтизма. Собственный опыт Берка (хотя и преувеличенный в вымышленной автобиографии) и любовь к Лондону помогают ему доверительно, интимно писать о лондонской жизни. Берк также находился под влиянием работ Томаса Де Квинси и многие его произведениях, описывающие Лаймхаус, имеют сходство в с «Исповедью англичанина, употреблявшего опиум»[27].

Документальные произведения

В дополнение к его автобиографической книге Nights in Town, Томас Бёрк опубликовал документальные записки о лондонском Чайна-тауне в книге Out and About. В главе Chinatown Revisited Бёрк описывает посещение Лаймхауса в 1919 году. Вместе с другом Коберном, Берк обнаруживает, что Лаймхауса, описанного в его знаменитой книге, больше не существует. Он объясняет это тем, что преступление, секс и насилие, характерные для Лаймхауса, теперь под контролем местной полиции. Больше нет того, что составляло жизнь китайского района, придуманного Берком. Как он отмечает, «гламурный позор Чайна-тауна пропал»[28].

Влияние Берка на культуру

Влияние Берка на кинематограф

Американский кинорежиссёр Дэвид Уорк Гриффит использовал рассказ Берка «Китаец и девочка» из сборника «Ночи Лаймхауса» в качестве основы сценария немого фильма «Сломанные побеги» (1919). Для своего времени по длительности, стилю и значимости этот фильм был эквивалентом современных блокбастеров. Гриффит заплатил тысячу фунтов за права на сюжет, что являлось для того времени огромной суммой. Фильм повысил осведомленность общественности о районе Лаймхаус и лондонской нищете. В 1936 году вышел ремейк фильма[29]. Другой фильм Гриффита, «Улица грёз» (1921), также основан на рассказах Берка «Джина из китайского квартала» и «Сигнал лампой»[1]

Рассказы Берка экранизировались и в дальнейшем. «Собачья жизнь» (1918) Чарли Чаплина основана на «Ночах Лаймхауса»[30]. Роман Twinkletoes превратился в 1926 году в фильм с одноименным названием, в котором в главных ролях снялись Коллин Мур, Талли Маршалл, Глэдис Брокуэлл, Люсьен Литтлфилд и Уорнер Оланд. Режиссёром выступил Чарльз Брабин[31]. В фильме Мориса Элви Curlytop (1924) использован ряд сцен из «Ночей Лаймхауса» и других рассказов Бёрка[32]. Несколько рассказов были также использованы в качестве материала для сериала «Альфред Хичкок представляет». Криминальный фильм 1949 года No Way Back основан на рассказе Beryl and the Croucher[33].

Другие адаптации

Стихотворение The Lamplit Hour из сборника «Ночи Лаймхауса» было положено на музыку американским композитором Артуром Пенном в 1919 году[34].

Рассказ «Руки Оттермоле» в 1949 году был признан лучшим произведением жанра всех времён[9]. Альфред Хичкок использовал его для киноновеллы The Hands of Mr. Ottermole из сериала «Альфред Хичкок представляет»[35].

В комиксе Алана Мура «Лига выдающихся джентльменов» появляется хозяин чайного магазина в Лаймхаусе Квонг Ли.

Библиография

Художественные произведения

Заглавие Издательство Год издания
Abduction London: Herbert Jenkins 1939
The Bloomsbury Wonder London: Mandrake Press 1929
Broken Blossoms: a selection of stories from Limehouse Nights London 1920
Dark Nights London: Herbert Jenkins [1944]
East of Mansion House London: Cassell 1928
New York: Doran 1926
The Flower of Life Boston: Little, Brown 1931
London: Constable 1929
The Golden Gong and Other Night-Pieces Ashcroft: Ash Tree Press 2001
Go Lovely Rose Brooklyn, N. Y.: Sesphra Library 1931
Limehouse Nights. London: Grant Richards 1917
More Limehouse Nights New York: George H. Doran 1921
Night Pieces: Eighteen Tales London: Constable 1935
The Pleasantries of Old Quong
A Tea-Shop in Limehouse
London: Constable
Boston: Little, Brown
1931
The Sun in Splendour London: Constable 1927.
New York: George H. Doran 1926
Twinkletoes: a Tale of Limehouse New York: Robert M. McBride 1918
Whispering Windows: Tales of the Waterside London: Grant Richards 1921
The Wind and the Rain: A Book of Confessions London: Thornton Butterworth 1924
New York: Doran 1924

Документальные произведения

Заглавие Издательство Год издания
The Charm of England: An Anthology London: Truslove and Hanson [1914]
Nights in Town: A London Autobiography London: Allen & Unwin 1915
Nights in London New York: Henry Holt 1916
Out and About: A Notebook of London in Wartime London: Allen & Unwin 1919
The London Spy: A Book of Town Travels London: Thornton Butterworth 1922
The Wind and the Rain: a book of confessions London: Guernsey Press 1925
The Book of the Inn, being two hundred pictures of the English inn from the earliest times to the coming of the railway hotel New York: George H. Doran
London: Constable 1927
Essays of Today and Yesterday London: George Harrap 1928
The Ecstasies of Thomas De Quincey London 1929
The English Inn London/New York: Longmans, Green 1930
The Real East End London: Constable 1932
The Beauty of England London: Harrap 1933
London In My Time London: Rich & Cowan 1934
Will someone lead me to a pub?: Being a Note upon certain of the Taverns, old and new, of London; Presenting something of their Story, their Company, and their Quiddity. Which may entertain Those at Home, and may cause a Spasm of Nostalgia in the Breasts of Englishmen in the Dominions, the Dependencies, and the lonely Out-posts of our Far-Flung etc., where To-day, as in Kipling’s Day, Men sit Swapping Lies about the Purple East, and when they tire of that, talk in the sour-sweet Accents of the Exile, of their Favourite London Bars London: George Routledge 1936
Murder at Elstree; or, Mr. Thurtell and his gig London/New York: Longmans, Green 1936
Dinner is served! or, Eating round the world in London, being a brief glance, for the benefit of visitors, at the many ways and means of dining in London; from the fashionable restaurants of great reputation, through the various grill rooms, and the assorted nationalities of Soho, to the old chop houses and the more dainty snack bars. With some observations on the gastronomical customs of past and present; brief sketches of each kind of restaurant; and a note of any special dishes peculiar to this or that restaurant. London: G. Routledge 1937
Introducing Britain London 1938
Living in Bloomsbury London: G. Allen & Unwin 1939
The Streets of London through the centuries New York: Scribner’s/London: Batsford 1940
English Night-Life; from Norman curfew to present black-out London: Batsford 1941
Travel in England: from pilgrim and pack-horse to light car and plane London: Batsford 1942
English Inns London: Collins 1943
Voices on the Green London: Michael Joseph 1945
The English Townsman as he was and as he is London: Batsford 1946
Son of London London: Herbert Jenkins 1946

Поэзия

Заглавие Издательство Год издания
Verses 1910
The Small People: A Little Book of Verse About Children for Their Elders London: Chapman and Hall Шаблон:~1910ок. 1910
Children in Verse: Fifty Songs of Playful Childhood London: Duckworth 1913
Kiddie Land London: Dean and Son ок. 1913
London Lamps: A Book of Songs 1919
The Song Book of Quong Lee of Limehouse London: Allen & Unwin 1920 New York: Holt 1920

Прочее

Заглавие Издательство Год издания
Jack McLaren, My Odyssey. With a preface by Thomas Burke. 2nd ed. revised London 1928

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сломанные побеги. Журнал «Сеанс». Дата обращения: 4 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. Witchard, Anne Veronica. Thomas Burke's Dark Chinoiserie: Limehouse Nights and the Queer Spell of Chinatown. — Ashgate Publishing Ltd., 2009. — С. 7. — 292 с. — ISBN 9780754658641.
  3. Thomas Burke (1886—1945). Twentieth-Century Literary Criticism. Ed. Nancy Dziedzic. Vol. 63. Detroit: Gale, 1996. 120—132. Literature Criticism Online. Gale. Wheaton College. 12 February 2009
  4. London Orphan Asylum, позднее Reed’s School в Кобэме
  5. 5,0 5,1 Witchard, 2005, p. 165.
  6. 6,0 6,1 Witchard, 2005, p. 169.
  7. Thomas Burke (1886—1945). Twentieth-Century Literary Criticism, p. 121.
  8. Dong, Lan. «Cinematic Representation of the Yellow Peril: D.W. Griffith’s Broken Blossoms.» Color, Hair, and Bone: Race in the Twenty-First Century. Ed. Cranbury, NJ: Associated UP, 2008. 122—146.
  9. 9,0 9,1 Thomas Burke (1886—1945). Twentieth-Century Literary Criticism, 120.
  10. Witchard, 2005, p. 178.
  11. Witchard, 2005.
  12. Björkman, Edwin, "Thomas Burke, " The Bookman, 64:5, January 1927, American Periodical Series Online, 561.
  13. Witchard, 2005, p. 167—168.
  14. Witchard, 2005, p. 179.
  15. Witchard, 2005, p. 164.
  16. Case, Shannon. «Lilied Tongues and Yellow Claws: The Invention of London’s Chinatown, 1915—1945.» Challenging Modernism: New Readings in Literature and Culture, 1914-45 Ed. Stella Deen. London: Ashgate, 2002. 17-34.
  17. Witchard, 2005, p. 172.
  18. Witchard, 2005, p. 178—179.
  19. Thomas Burke (1886—1945). Twentieth-Century Literary Criticism. Ed. Nancy Dziedzic. Vol. 63. Detroit: Gale, 1996. 120—132. Literature Criticism Online. Gale. Wheaton College. 12 February 2009: 120.
  20. Gilbert Vivian Seldes, «Rediscovery and Romance.» The Dial, July 19, 1917, American Periodical Series Online, 65.
  21. Milton Bronner, «Burke of Limehouse.» The Bookman, September 1917, American Periodical Series Online, 15. See also "Chronicle and Comment, " The Bookman, March 1918, American Periodical Series Online, 29: «nothing like [these stories] has been written since, in his early days, Kipling sang of the passionate East.»
  22. Thomas Burke (1886—1945). Twentieth-Century Literary Criticism. Ed. Nancy Dziedzic. Vol. 63. Detroit: Gale, 1996. 120—132. Literature Criticism Online. Gale. Wheaton College. 12 February 2009:130.
  23. Rev. of London Spy, Thomas Burke. The New Republic 13 December 1922
  24. Witchard, Anne. «Thomas Burke; Son of London». A Mighty Mass of Brick and Stone: Victorian and Edwardian Representations of London. Ed. Phillips, Lawrence. Amsterdam, Netherlands: Rodopi, 2007. 235—256.
  25. Burke, Thomas. «The Russian Quarter.» Modern Essays; comp. Christopher Morley. New York: Harcourt, Brace, and Co., 1921
  26. «Thomas Burke (1886—1945)», in: Twentieth-Century Literary Criticism; ed. Nancy Dziedzic. Vol. 63. Detroit: Gale, 1996. 120—132. Literature Criticism Online. Gale. Wheaton College. 12 February 2009
  27. Burke, Thomas. «Rendezvous.» Ed. F. H. Pritchard. The World’s Best Essays. New York: Harper & Brothers, 1929. 340-43
  28. Burke, Thomas. «Out and About London». London: H. Holt and Company, 1919. 47
  29. Broken Blossoms (англ.) на сайте Internet Movie Database
  30. «Собачья жизнь» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  31. Twinkletoes (англ.) на сайте Internet Movie Database
  32. Curlytop (англ.) на сайте Internet Movie Database
  33. No Way Back (англ.) на сайте Internet Movie Database
  34. John Tasker Howar, Our American Music: Three Hundred Years of it (Thomas Y. Crowell, 1931), p. 548.
  35. The Hands of Mr. Ottermole (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

  • Witchard, Anne. Thomas Burke, the 'Laureate of Limehouse': A New Biographical Outline // English Literature in Transition. — 2005. — Vol. 48.2. — P. 164—187.

Дополнительная литература

  • R. Thurston Hopkins, «In the Footsteps of Thomas Burke», Chapter XIII of London Pilgrimages (London: Brentano’s, 1928), pp. 193—210.
  • Barry Milligan, Pleasures and Pains: Opium and the Orient in Nineteenth-Century British Culture (Charlottesville & London: UP of Virginia, 1995).
  • George A. Wade, «The Cockney John Chinaman», The English Illustrated Magazine (July 1900): 301-07.
  • Anne Witchard, «Aspects of Literary Limehouse: Thomas Burke and the ‘Glamorous Shame of Chinatown», Literary London: Interdisciplinary Studies in the Representation of London, 2, 2 (September 2004): 7 pp. http://homepages.gold.ac.uk/london-journal/september%202004/witchard.html.
  • «Thomas Burke, the ‘Laureate of Limehouse’: A New Biographical Outline», English Literature in Transition, 48, 2 (January 2005):

Ссылки