Березин, Владимир Ильич
Березин Владимир Ильич | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Березовский Владимир Ильич |
Дата рождения | 1841 |
Место рождения |
Полтавская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 2 августа 1900 |
Место смерти | Париж, Франция |
Подданство |
|
Супруга |
1) Наталья Петровна Иванова, 2) Ольга Михайловна Соловьёва |
Дети | Пётр и Михаил |
Награды и премии | |
Владимир Ильич Березин (настоящая фамилия Березовский (до 1868 года)[1]; 1841—1900) —инженер-мостостроитель, учредитель премии Березина[2]; коллежский советник (1880), статский советник (1883), действительный статский советник (1884).
Биография
Родился в 1841 году в дворянской семье Полтавской губернии.
В 1859 году окончил кадетский корпус Бахтина в городе Орле и в чине унтер-офицера поступил на службу во 2-й стрелковый батальон. В 1862 году был произведён в штабс-капитаны[уточнить ] и прикомандирован в Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге сначала в теоретический класс, а через год — в практический. В 1864 году Владимир Березовский с отличием окончил академию и в чине поручика оставлен репетитором по строительной механике при Военно-инженерном училище академии. С 1868 года являлся штатным преподавателем математики и строительной механики.
После покушения в 1867 году на Александра II в Париже польским анархистом Антоном Березовским, Владимир Ильич просил императора переименовать свою фамилию, на что получил 29 октября 1868 года высочайшее разрешение вместо прежней фамилии именоваться Березиным.[3]
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Syzran_Bridge_%E2%80%94_old02.jpg&width=240)
Лучшие преподаватели и офицеры академии с целью повышения своей квалификации находились в командировках в России и за рубежом. Березин тоже ездил на объекты транспортного строительства, особенно на мосты железных дорог. В конце 1868 года его командировали в Киевское крепостное инженерное управление для участия в сооружении моста под Киевом на линии Курск—Киев, автором которого и был Аманд Струве. В 1872 году принимал участие в завершении окончательного варианта проекта Литейного моста, который Александр II также поручил Струве.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Novonikolaevsk_bridge.jpg&width=240)
В 1875 году начался новый этап в жизни Березина — он занялся промышленной деятельностью в Министерстве путей сообщения, став подрядчиком частного общества Оренбургской железной дороги, и с мая этого же года был снят с довольствия в Военно-инженерной академии. Здесь судьба свела его с выдающимся инженером-мостостроителем Николаем Белелюбским, запроектировавшим для этого общества уникальный для того времени мост через Волгу у города Сызрани. В последующие годы Березин возводил спроектированный тем же Белелюбским мост через Днепр у Екатеринослава.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BF_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B5.jpg&width=300)
За достижения в работе в 1884 году Березина возвели в действительные статские советники, а позже наградили медалью Министерства путей сообщения. В 1884—1886 годах он трудился как член Технического совета МПС в Департаменте казенных железных дорог. В 1886 году Владимир Ильич Березин уволился со службы в МПС и занялся частной предпринимательской деятельностью. Строил мосты через Десну и Сож на линии Брянск—Гомель; возводил переправы на Уфа-Златоустовской железной дороге через реки Белую и Уфу; более пяти лет провёл на участке Великого сибирского пути, где вместе с инженером Григорием Будаговым строил мосты через реки: Тобол — у Кургана, Ишим — у Петропавловска, Иртыш — у Омска и Обь — у Новониколаевска (ныне Новосибирск). Проработав в качестве свободного подрядчик в течение десяти лет и накопив достаточный капитал, в 1896 году он прекратил свою деятельность.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC_%D0%A1%D1%83%D1%83%D0%BA-%D0%A1%D1%83%281%29.jpg&width=240)
Березин поселился в Ялте, на улице Боткина, 2, а в 1897 году купил у баронессы М. А. Шеппинг участок земли на берегу Чёрного моря между Гурзуфом и Аю-Дагом, носивший название Суук-Су.[4][неавторитетный источник?] Вместе со второй женой они решили построить здесь не только дачу для себя, но и доходный курорт по типу европейских. Но здоровье В. И Березина не позволило ему осуществить задуманное — страдая раком горла, он выехал лечиться в Париж, где после неудачной операции скончался 2 августа 1900 года. Его тело было доставлено в Россию, похоронили Владимира Ильича в мавзолее их имения Суук-Су.
Строительство курорта продолжила жена Березина — Ольга Михайловна. Созданный по её вкусам дворец и курорт из коттеджей для с новым для Крыма уровнем обслуживания приняли первых посетителей в 1903 году.[4]
Семья
Был женат на дочери титулярного советника Иванова — Наталье Петровне, у них были дети: Петр (род. 1867) и Михаил (род. 1868).[1]
С 1886 года, после развода с первой женой, его гражданской женой стала Ольга Михайловна Соловьёва (1865—1935).[3]
См. также
Литература
- Коренев Л. И. Мостостроение — его призвание. // Инженеры путей сообщения: железнодорожный путь, мосты, строительство. — М.: Путь Арт, 2007. — С.256-263.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Мостостроение — его призвание . Дата обращения: 10 июля 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
- ↑ Березина премия // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- ↑ 3,0 3,1 Владимир Ильич Березин (Березовский) (1841—1900) . Дата обращения: 10 июля 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
- ↑ 4,0 4,1 Модный курорт Суук-Су . Дата обращения: 10 июля 2019. Архивировано 9 июня 2020 года.