Даглиш, Бен

Это бронзовая статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Бен Даглиш»)
Бен Даглиш
англ. Ben Daglish
Основная информация
Дата рождения 31 июля 1966(1966-07-31)
Место рождения Лондон, Великобритания
Дата смерти 1 октября 2018(2018-10-01) (52 года)
Страна  Великобритания
Профессии композитор, программист[1]
Инструменты флейта, вистл, гитара, ударные, вокал
Жанры музыка в компьютерных играх
Псевдонимы Benn
Коллективы Loscoe State Opera, Cold Flame, Ensemble VIII, Tomorrows Ancestor
Сайт ben-daglish.net

Бен Даглиш (англ. Ben Daglish, 31 июля 1966 — 1 октября 2018) — британский композитор, написавший музыку ко множеству компьютерных игр.

Творчество Бена в основном нашло своё отражение на платформах домашних компьютеров Commodore 64, ZX Spectrum и Amstrad CPC, на которых игры с его мелодиями выходили в 1985—1994 годы[⇨]. В 1985 году с программистом Энтони Кроутером[англ.] основал компанию по разработке и продаже музыки для компьютерных игр, но через некоторое время перешёл в компанию Gremlin, где работал до 1989 года. В дальнейшем выступал фрилансером до 1994 года. Так как к этому времени, по его мнению, игровая индустрия превратилась в «машину по зарабатыванию денег», Бен покидает её и начинает заниматься продюсированием саундтреков и музыкального направления, работает с группами Loscoe State Opera и Cold Flame и с различными актёрами и музыкантами[⇨].

Бен Даглиш известен своими композициями для таких игр, как Gauntlet, Cobra[фин.], Trap, Deflektor и The Last Ninja. Мелодии композитора оказывают влияние на творчество современных музыкантов, исполняются на современных концертах и выпускаются в музыкальных сборниках[⇨].

Биография

Бен Даглиш родился 31 июля 1966 года в Лондоне, район Чизик. Когда ему был год, его семья переехала в Шеффилд. В школе этого города он научился играть на нескольких музыкальных инструментах, а в оркестрах школы Шеффилда[англ.] выступал в качестве главного барабанщика. Посещения уроков музыки в школе он называл скучным и говорил, что ему удалось выжить на них изучением ударных и гобоя. По словам Бена, он мог продолжить свою музыкальную карьеру, если бы его не отговорили получить «более правильное» образование. Бен сдал на отлично экзамены по математическим предметам и поступил в университет. Но после года образования Бен решил, что это не его стезя, вернулся в Шеффилд и начал писать музыку для компьютерных игр[2][3][4][5].

В течение нескольких лет до 1989 года Бен работал фрилансером и композитором компании Gremlin. К этому времени он встретил свою будущую супругу Сару, которая работала директором театра, и они вместе начали писать музыку для пьес[4]. Бен жил в Дербишире, где участвовал в выступлениях многих музыкальных групп. В 1990-х он разочаровался в том, что в игровой индустрии начали доминировать «люди в пиджаках» (а он к таким себя не относил) и перешёл в группы Loscoe State Opera и Cold Flame[6]. По сообщению Бена, со временем музыка для игр становилась более коммерческой, и это ухудшало её качество[7]. По другому объяснению этой ситуации, Бен перестал писать музыку для компьютерных игр тогда, когда индустрия превратилась «в машину по зарабатыванию денег»[8]. Впоследствии Бен участвовал в концертах, посвящённых музыке компьютерных игр 1980-х[9][2][10]. С начала 1990-х его активность переключилась на продюсирование саундтреков и музыкального направления, а также включала в себя работу с актёрами и музыкантами[4].

В 2015 году у композитора диагностировали рак лёгкого, от которого он скончался 1 октября 2018 года[11].

Творчество и карьера

Отец Бена интересовался компьютерами и преподавал в университете. В первый раз Бен познакомился с компьютером на его работе, где играл на терминале DEC20[англ.] в игру Moon Lander. Взаимодействие с игрой происходило через телетайп, где программа печатала на бумаге информацию о том, на каком расстоянии до поверхности находится модуль, осуществляющий посадку на Луну, с какой скоростью двигается и тому подобное. Далее нужно было вводить с клавиатуры параметры прожига двигателя и таким образом осуществить успешную посадку[8]. На конкурсе сочинений Бен выиграл в школе BBC Micro и в возрасте 14-15 лет познакомился с программистом Энтони Кроутером[англ.], с которым они учились вместе, и это заложило основу их сотрудничества на десятки лет. Когда Энтони понадобилась музыка для компьютерной игры Percy The Potty Pigeon[англ.], Бен написал музыку по нотам траурного марша, и таким образом началась его карьера. В 1985 году Бен и Энтони основали компанию W.E.M.U.S.I.C. с целью зарабатывания на продаже музыки к компьютерным играм[2][3][4]. Композиции задумывал Бен, вводил информацию по ним в текстовый редактор, а Тони для воспроизведения писал программное обеспечение[8].

На творчество Бена повлияли родители, которые были музыкантами. Когда он был маленьким, родители проводили мероприятия в клубе традиционной музыки[англ.]. На них Бен встречался с приглашаемыми знаменитостями. Когда ему было 3 или 4 года[8], родители научили его играть на флейте вистл и губной гармонике, первая стала первым его инструментом[4]. Будучи подростком, будущий композитор играл в оркестре и слушал много хеви-метала, а также электронной музыки. Впоследствии всё это слилось вместе и сам Бен не считал, что он работает в каком-то одном жанре. Но при этом сообщал, что его естественное состояние — это оркестровая народная музыка[1].

Создавая музыку для компьютерных игр, Бен консультировался с программистами и объяснял, что им нужно писать. Во время написания программных композиций бо́льшую часть времени ему приходилось тратить на аранжировку, например, для того, чтобы положить нужную ноту гитары на программный саундтрек, и у Бена уходило много времени на то, чтобы добиться совершенства. Создание композиции начиналась с «работы на клавишах», когда подбирались ноты, басы, мотив для воплощения задуманного настроения и стиля. Иногда к этому подключался барабан для задания нужного ритма. В этом процессе происходило написание в формате SID на Commodore 64 и Atari ST, и далее результат переводился на другие платформы (например, на Amiga). При этом Бен использовал свои программы (написанные на ассемблере), когда после записи нот один и тот же звук можно было воспроизвести на разных компьютерах[4][5]. На Atari ST размещалась основная программа-контроллер, написанная на Паскале. Ряд домашних компьютеров (Amstrad CPC, BBC Micro, Atari и Spectrum 128) используют микросхему AY для создания звуков, и это позволяло быстро переносить мелодию с одной платформы на другую. Тем не менее после портирования из-за ограничений компьютера или того, что получаемый звук по-другому воспроизводился из микросхемы компьютера, проводилась дополнительная работа по адаптации[5].

Среди любимых SID-композиций не его авторства Бен всегда называл музыку в игре 1985 года Master of Magic[англ.], а её композитора Роба Хаббарда — одним из самых уважаемых[3][12]. В этом же качестве Бен упоминал работы Роба Хаббарда в играх Monty on the Run[англ.] и Crazy Comets, и музыку Мартина Голуэя[англ.] в игре 1985 года Rambo[англ.][4]. Первым полноценным саундтреком, написанным Беном (включая программирование на Commodore 64), стала музыка к игре Trap. Особенностью её исполнения стало то, что музыка была синхронизирована с видеорядом, рассказывающим грустную историю, а анимационной гладиатор играл на барабане в такт[13]. В своих интервью Бен Даглиш говорил, что саундтрек Deflektor является его любимым в современной аранжировке. В качестве одной из значимых для него мелодий упоминает написанную им музыку к игре Federation of Free Traders[англ.][3][12]. Последней композицией Бена для компьютерных игр стала музыка к приключенческой игре 1994 года Touche компании U.S. Gold[4].

Влияние

Мелодии игр Deflektor и The Last Ninja оказывают влияние на творчество современных композиторов компьютерных игр, а сам Бен Даглиш рассматривается как одна из культовых фигур[1][14]. Известность композитор получил в основном за счёт композиций таких игр, как Gauntlet, Cobra[фин.], Trap, Deflektor и The Last Ninja[9][11] . Музыка Deflektor исполняется на ретро-концертах, например, Back In Time (регулярно проходят с 2001 года) и Retrovision[англ.][15][16][17][18][10][3].

Мелодии Бена Даглиша выпускаются в современных музыкальных сборниках. В 2004 году музыка Deflektor стала одной из 18 композиций диска C64 Remixes, где записана в исполнении композитора Рейна Оуаханда (англ. Reyn Ouwehand). Она же была выпущена на диске Nexus 6581 того же композитора[19][20]. Существуют ремиксы на музыку Deflektor в современной аранжировке. В 2000 году ремикс был выпущен композитором Чаком Доджерсом (англ. Chuck Dodgers), а в 2011 году немецкая рок-группа Zero Divison в альбоме Through The Night выпустила песню «Cover your light», мелодия которой представляет собой ремикс мелодии Deflektor. На песню был также снят видеоклип[21][22][23].

Личная жизнь

  • Супруга Сара, трое детей[8], один из которых сын Джейк[4].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Retro Gamer, 2009.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Retro Gamer, 2018, p. 6.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Carr, 2001.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 RK. Interview with Ben Daglish (англ.). www.karsmakers.nl (15 сентября 1998). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 4 мая 2018 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 The Games Machine, 1987.
  6. Retro Gamer, 2004, p. 73: «I got out of the gaming industry when the 'suits' moved in - I'm not the sort of person who likes wearing a suit».
  7. Carr, 2001: «Same as my thoughts on modern music... on all music in fact - some good, some bad - generally the more commercial, the poorer».
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Interview with Ben Daglish (англ.). onsof16bits. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Stefanie Fogel, Stefanie Fogel. Renowned ’80s Game Composer Ben Daglish Dies at 52 (англ.). Variety (4 октября 2018). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 6 октября 2018 года.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 Retro Gamer, 2004, p. 73.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Wesley Yin-Poole. Tributes paid to Ben Daglish, 1980s video game music legend who has died age 52 (англ.). Eurogamer (4 октября 2018). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Retro Gamer, 2009, p. 46.
  13. Retro Gamer, 2018, p. 7.
  14. Mitchell, Grethe; Clarke, Andy and others. Videogame Music: chiptunes byte back? (англ.) // Interfaculty Initiative in Information Studies, University of Tokyo : статья. — 2007. — P. 393—399. Архивировано 16 августа 2016 года.
  15. The Last Hurrah, Back in Time Lite/Retrovision, 10-11 September 2005 (англ.). С64.com. Дата обращения: 13 августа 2016. Архивировано 17 декабря 2015 года.
  16. Back In Time Live 2001 (англ.). Remix64.com. Дата обращения: 13 августа 2016. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  17. Back in Time Brighton ’15 — Live stage show of C64 Music (англ.). Kickstarter. Дата обращения: 12 августа 2016. Архивировано 29 сентября 2015 года.
  18. Back in Time Live, Spitz, Spitalfields, London, Friday 22nd June 2007 — A personal review by Warren Pilkington (Waz) (англ.). Remix64.com. Дата обращения: 12 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
  19. Audio Track Listing (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Live Publishing, 2004. — April (no. 4). — P. 105—107.
  20. Ouwehand, Reyn. Reyn Ouwehand – Nexus 6581 (англ.). Discogs. Дата обращения: 18 августа 2016. Архивировано 6 сентября 2015 года.
  21. Zero Division. ReMix: Deflektor "Cover Your Light" (англ.). OverClocked ReMix. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 22 марта 2016 года.
  22. Dodgers, Chuck. ReMix: Deflektor "Laser Dance" (англ.). OverClocked ReMix. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 13 июня 2016 года.
  23. Zero Division. Deflektor (англ.). Zero Division. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 14 сентября 2016 года.

Литература

  • The Great Shownman (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Live Publishing, 2018. — December (vol. 187, no. 12). — P. 6—7.
  • RG. Ben Daglish (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Imagine Publishing, 2004. — September (vol. 09, no. 9). — P. 73.
  • The SID Crowd (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Imagine Publishing, 2009. — December (vol. 71, no. 13). — P. 46—49. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  • Ben Daglish (англ.) // The Game Machine : журнал. — Newsfield Publications, 1987. — October (no. 1). — P. 113.
  • Carr, Neil. An Interview with Ben Daglish (англ.) // remix64.com : журнал. — 2001. — 36 3. Архивировано 10 апреля 2016 года.

Ссылки