Даглиш, Бен

Это бронзовая статья пантеона энциклопедии Руниверсалис, в одной из версий этой статьи выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бен Даглиш
англ. Ben Daglish
Основная информация
Дата рождения 31 июля 1966(1966-07-31)
Место рождения Лондон, Великобритания
Дата смерти 1 октября 2018(2018-10-01) (52 года)
Страна  Великобритания
Профессии композитор, программист[1]
Инструменты флейта, вистл, гитара, ударные, вокал
Жанры музыка в компьютерных играх
Псевдонимы Benn
Коллективы Loscoe State Opera, Cold Flame, Ensemble VIII, Tomorrows Ancestor
Сайт ben-daglish.net

Бен Даглиш (англ. Ben Daglish, 31 июля 1966 — 1 октября 2018) — британский композитор, написавший музыку ко множеству компьютерных игр.

Творчество Бена в основном нашло своё отражение на платформах домашних компьютеров Commodore 64, ZX Spectrum и Amstrad CPC, на которых игры с его мелодиями выходили в 1985—1994 годы[⇨]. В 1985 году с программистом Энтони Кроутером[англ.] основал компанию по разработке и продаже музыки для компьютерных игр, но через некоторое время перешёл в компанию Gremlin, где работал до 1989 года. В дальнейшем выступал фрилансером до 1994 года. Так как к этому времени, по его мнению, игровая индустрия превратилась в «машину по зарабатыванию денег», Бен покидает её и начинает заниматься продюсированием саундтреков и музыкального направления, работает с группами Loscoe State Opera и Cold Flame и с различными актёрами и музыкантами[⇨].

Бен Даглиш известен своими композициями для таких игр, как Gauntlet, Cobra[фин.], Trap, Deflektor и The Last Ninja. Мелодии композитора оказывают влияние на творчество современных музыкантов, исполняются на современных концертах и выпускаются в музыкальных сборниках[⇨].

Биография

Бен Даглиш родился 31 июля 1966 года в Лондоне, район Чизик. Когда ему был год, его семья переехала в Шеффилд. В школе этого города он научился играть на нескольких музыкальных инструментах, а в оркестрах школы Шеффилда[англ.] выступал в качестве главного барабанщика. Посещения уроков музыки в школе он называл скучным и говорил, что ему удалось выжить на них изучением ударных и гобоя. По словам Бена, он мог продолжить свою музыкальную карьеру, если бы его не отговорили получить «более правильное» образование. Бен сдал на отлично экзамены по математическим предметам и поступил в университет. Но после года образования Бен решил, что это не его стезя, вернулся в Шеффилд и начал писать музыку для компьютерных игр[2][3][4][5].

В течение нескольких лет до 1989 года Бен работал фрилансером и композитором компании Gremlin. К этому времени он встретил свою будущую супругу Сару, которая работала директором театра, и они вместе начали писать музыку для пьес[4]. Бен жил в Дербишире, где участвовал в выступлениях многих музыкальных групп. В 1990-х он разочаровался в том, что в игровой индустрии начали доминировать «люди в пиджаках» (а он к таким себя не относил) и перешёл в группы Loscoe State Opera и Cold Flame[6]. По сообщению Бена, со временем музыка для игр становилась более коммерческой, и это ухудшало её качество[7]. По другому объяснению этой ситуации, Бен перестал писать музыку для компьютерных игр тогда, когда индустрия превратилась «в машину по зарабатыванию денег»[8]. Впоследствии Бен участвовал в концертах, посвящённых музыке компьютерных игр 1980-х[9][2][10]. С начала 1990-х его активность переключилась на продюсирование саундтреков и музыкального направления, а также включала в себя работу с актёрами и музыкантами[4].

В 2015 году у композитора диагностировали рак лёгкого, от которого он скончался 1 октября 2018 года[11].

Творчество и карьера

Отец Бена интересовался компьютерами и преподавал в университете. В первый раз Бен познакомился с компьютером на его работе, где играл на терминале DEC20[англ.] в игру Moon Lander. Взаимодействие с игрой происходило через телетайп, где программа печатала на бумаге информацию о том, на каком расстоянии до поверхности находится модуль, осуществляющий посадку на Луну, с какой скоростью двигается и тому подобное. Далее нужно было вводить с клавиатуры параметры прожига двигателя и таким образом осуществить успешную посадку[8]. На конкурсе сочинений Бен выиграл в школе BBC Micro и в возрасте 14-15 лет познакомился с программистом Энтони Кроутером[англ.], с которым они учились вместе, и это заложило основу их сотрудничества на десятки лет. Когда Энтони понадобилась музыка для компьютерной игры Percy The Potty Pigeon[англ.], Бен написал музыку по нотам траурного марша, и таким образом началась его карьера. В 1985 году Бен и Энтони основали компанию W.E.M.U.S.I.C. с целью зарабатывания на продаже музыки к компьютерным играм[2][3][4]. Композиции задумывал Бен, вводил информацию по ним в текстовый редактор, а Тони для воспроизведения писал программное обеспечение[8].

На творчество Бена повлияли родители, которые были музыкантами. Когда он был маленьким, родители проводили мероприятия в клубе традиционной музыки[англ.]. На них Бен встречался с приглашаемыми знаменитостями. Когда ему было 3 или 4 года[8], родители научили его играть на флейте вистл и губной гармонике, первая стала первым его инструментом[4]. Будучи подростком, будущий композитор играл в оркестре и слушал много хеви-метала, а также электронной музыки. Впоследствии всё это слилось вместе и сам Бен не считал, что он работает в каком-то одном жанре. Но при этом сообщал, что его естественное состояние — это оркестровая народная музыка[1].

Создавая музыку для компьютерных игр, Бен консультировался с программистами и объяснял, что им нужно писать. Во время написания программных композиций бо́льшую часть времени ему приходилось тратить на аранжировку, например, для того, чтобы положить нужную ноту гитары на программный саундтрек, и у Бена уходило много времени на то, чтобы добиться совершенства. Создание композиции начиналась с «работы на клавишах», когда подбирались ноты, басы, мотив для воплощения задуманного настроения и стиля. Иногда к этому подключался барабан для задания нужного ритма. В этом процессе происходило написание в формате SID на Commodore 64 и Atari ST, и далее результат переводился на другие платформы (например, на Amiga). При этом Бен использовал свои программы (написанные на ассемблере), когда после записи нот один и тот же звук можно было воспроизвести на разных компьютерах[4][5]. На Atari ST размещалась основная программа-контроллер, написанная на Паскале. Ряд домашних компьютеров (Amstrad CPC, BBC Micro, Atari и Spectrum 128) используют микросхему AY для создания звуков, и это позволяло быстро переносить мелодию с одной платформы на другую. Тем не менее после портирования из-за ограничений компьютера или того, что получаемый звук по-другому воспроизводился из микросхемы компьютера, проводилась дополнительная работа по адаптации[5].

Среди любимых SID-композиций не его авторства Бен всегда называл музыку в игре 1985 года Master of Magic[англ.], а её композитора Роба Хаббарда — одним из самых уважаемых[3][12]. В этом же качестве Бен упоминал работы Роба Хаббарда в играх Monty on the Run[англ.] и Crazy Comets, и музыку Мартина Голуэя[англ.] в игре 1985 года Rambo[англ.][4]. Первым полноценным саундтреком, написанным Беном (включая программирование на Commodore 64), стала музыка к игре Trap. Особенностью её исполнения стало то, что музыка была синхронизирована с видеорядом, рассказывающим грустную историю, а анимационной гладиатор играл на барабане в такт[13]. В своих интервью Бен Даглиш говорил, что саундтрек Deflektor является его любимым в современной аранжировке. В качестве одной из значимых для него мелодий упоминает написанную им музыку к игре Federation of Free Traders[англ.][3][12]. Последней композицией Бена для компьютерных игр стала музыка к приключенческой игре 1994 года Touche компании U.S. Gold[4].

Влияние

Мелодии игр Deflektor и The Last Ninja оказывают влияние на творчество современных композиторов компьютерных игр, а сам Бен Даглиш рассматривается как одна из культовых фигур[1][14]. Известность композитор получил в основном за счёт композиций таких игр, как Gauntlet, Cobra[фин.], Trap, Deflektor и The Last Ninja[9][11] . Музыка Deflektor исполняется на ретро-концертах, например, Back In Time (регулярно проходят с 2001 года) и Retrovision[англ.][15][16][17][18][10][3].

Мелодии Бена Даглиша выпускаются в современных музыкальных сборниках. В 2004 году музыка Deflektor стала одной из 18 композиций диска C64 Remixes, где записана в исполнении композитора Рейна Оуаханда (англ. Reyn Ouwehand). Она же была выпущена на диске Nexus 6581 того же композитора[19][20]. Существуют ремиксы на музыку Deflektor в современной аранжировке. В 2000 году ремикс был выпущен композитором Чаком Доджерсом (англ. Chuck Dodgers), а в 2011 году немецкая рок-группа Zero Divison в альбоме Through The Night выпустила песню «Cover your light», мелодия которой представляет собой ремикс мелодии Deflektor. На песню был также снят видеоклип[21][22][23].

Личная жизнь

  • Супруга Сара, трое детей[8], один из которых сын Джейк[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Retro Gamer, 2009.
  2. 2,0 2,1 2,2 Retro Gamer, 2018, p. 6.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Carr, 2001.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 RK. Interview with Ben Daglish (англ.). www.karsmakers.nl (15 сентября 1998). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 4 мая 2018 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 The Games Machine, 1987.
  6. Retro Gamer, 2004, p. 73: «I got out of the gaming industry when the 'suits' moved in - I'm not the sort of person who likes wearing a suit».
  7. Carr, 2001: «Same as my thoughts on modern music... on all music in fact - some good, some bad - generally the more commercial, the poorer».
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Interview with Ben Daglish (англ.). onsof16bits. Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  9. 9,0 9,1 Stefanie Fogel, Stefanie Fogel. Renowned ’80s Game Composer Ben Daglish Dies at 52 (англ.). Variety (4 октября 2018). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 6 октября 2018 года.
  10. 10,0 10,1 Retro Gamer, 2004, p. 73.
  11. 11,0 11,1 Wesley Yin-Poole. Tributes paid to Ben Daglish, 1980s video game music legend who has died age 52 (англ.). Eurogamer (4 октября 2018). Дата обращения: 23 марта 2019. Архивировано 23 марта 2019 года.
  12. 12,0 12,1 Retro Gamer, 2009, p. 46.
  13. Retro Gamer, 2018, p. 7.
  14. Mitchell, Grethe; Clarke, Andy and others. Videogame Music: chiptunes byte back? (англ.) // Interfaculty Initiative in Information Studies, University of Tokyo : статья. — 2007. — P. 393—399. Архивировано 16 августа 2016 года.
  15. The Last Hurrah, Back in Time Lite/Retrovision, 10-11 September 2005 (англ.). С64.com. Дата обращения: 13 августа 2016. Архивировано 17 декабря 2015 года.
  16. Back In Time Live 2001 (англ.). Remix64.com. Дата обращения: 13 августа 2016. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  17. Back in Time Brighton ’15 — Live stage show of C64 Music (англ.). Kickstarter. Дата обращения: 12 августа 2016. Архивировано 29 сентября 2015 года.
  18. Back in Time Live, Spitz, Spitalfields, London, Friday 22nd June 2007 — A personal review by Warren Pilkington (Waz) (англ.). Remix64.com. Дата обращения: 12 августа 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
  19. Audio Track Listing (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Live Publishing, 2004. — April (no. 4). — P. 105—107.
  20. Ouwehand, Reyn. Reyn Ouwehand – Nexus 6581 (англ.). Discogs. Дата обращения: 18 августа 2016. Архивировано 6 сентября 2015 года.
  21. Zero Division. ReMix: Deflektor "Cover Your Light" (англ.). OverClocked ReMix. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 22 марта 2016 года.
  22. Dodgers, Chuck. ReMix: Deflektor "Laser Dance" (англ.). OverClocked ReMix. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 13 июня 2016 года.
  23. Zero Division. Deflektor (англ.). Zero Division. Дата обращения: 14 сентября 2016. Архивировано 14 сентября 2016 года.

Литература

  • The Great Shownman (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Live Publishing, 2018. — December (vol. 187, no. 12). — P. 6—7.
  • RG. Ben Daglish (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Imagine Publishing, 2004. — September (vol. 09, no. 9). — P. 73.
  • The SID Crowd (англ.) // Retro Gamer : журнал. — Imagine Publishing, 2009. — December (vol. 71, no. 13). — P. 46—49. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  • Ben Daglish (англ.) // The Game Machine : журнал. — Newsfield Publications, 1987. — October (no. 1). — P. 113.
  • Carr, Neil. An Interview with Ben Daglish (англ.) // remix64.com : журнал. — 2001. — 36 3. Архивировано 10 апреля 2016 года.

Ссылки