Бен-Хаим, Пауль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пауль Бен-Хаим
Пауль Бен-ХаимПауль Бен-Хаим
Основная информация
Имя при рождении Пауль Франкенбургер
Полное имя Пауль Бен-Хаим
Дата рождения 5 июля 1897(1897-07-05)
Место рождения Мюнхен, Германия
Дата смерти 14 января 1984(1984-01-14) (86 лет)
Место смерти Тель-Авив, Израиль
Профессии композитор,музыкальный педагог,дирижёр

Пауль Бен-Хаим (нем. Paul Ben-Haim, ивр.פאול בן חיים‏‎, наст. фамилия Франкенбургер, нем. Frankenburger; 5 июля 1897, Мюнхен — 14 января 1984, Тель-Авив) — израильский композитор немецкого происхождения, дирижёр, пианист, общественный деятель и педагог; один из основоположников академической музыкальной культуры Израиля и восточно-средиземноморского музыкального стиля («Israel’s Mediterranean style»).[1]

Биография

Родился в семье известного адвоката Генриха-Хаима Франкенбургера и Анны Франкенбургер (урожденной Шульман) и был четвертым ребенком в семье.[2] Начал изучать фортепиано в возрасте девяти лет, а скрипку, гармонию и контрапункт — в одиннадцатилетнем возрасте.[3] С отличием окончив гимназию, [4] в 1914-ом году поступил в Мюнхенскую музыкальную академию («Hochschule für Musik Munchen»), где изучал фортепиано и композицию. Среди его учителей по композиции были Пауль Хиндемит, Фридрих Клозе (ученик Антона Брукнера), Вальтер Курвуазье. Также его преподавателями были Гуго Рёр (дирижирование) и Бертольд Келлерман (фортепиано).[5]

В 1918-ом году Пауль был призван на военную службу в качестве немецкого новобранца в зенитном подразделении на французском и бельгийском фронтах, где трагически погиб его брат Карл, и сам Пауль едва избежал смерти. После двух лет службы на фронте возобновил учебу в академии, окончив ее в июне 1920-го года с отличием.[6]

По окончании обучения Пауль обратился к Бруно Вальтеру, одному из выдающихся дирижеров того периода и близкому другу Густава Малера и в период с 1920-го по 1922-ой год был его ассистентом в Баварской государственной опере. Там же он работал со знаменитым дирижёром Гансом Кнаппертсбушем.[6][7]

В период с 1920-ый по 1924-ый год Пауль был приглашен на должность заместителя директора хора в Мюнхенской государственный оперный театр. Далее, в сентябре 1924-го года он был назначен третьим капельмейстером и дирижером хора Аугсбургского городского оперного театра, [6] где провёл около сорока оперных спектаклей, [1] а в 1929-ом году стал его главным дирижером.

Параллельно началась активная концертная деятельность Пауля в качестве пианиста, что вместе с работой в театре не препятствовало сочинению музыки. [7]

Находясь в Германии (1897-1933), композитор написал сто шестнадцать произведений в различных жанрах.[3] Вершиной раннего периода творчества принято считать ораторию «Йорам» для сопрано, тенора, баритона, баса, смешанного хора и симфонического оркестра по одноименному литературному сочинению Рудольфа Борхардта («יורם»; oratorio «Joram» for Soprano, Tenore, Baritone, Basso, mixed choir and symphonic orchestra; text by Rudolf Borchardt; 1931).[1] В отличие от последующих сочинений, оратория «Йорам» является квинтэссенцией всех мюнхенских музыкальных влияний.

Пауль эмигрировал в октябре 1933-го года (в рамках Пятой Алии) и взял себе фамилию Бен-Хаим (בן חיים, в переводе с иврита — сын Хаима; Хаим — еврейская форма имени Генрих). [3] Решение поменять фамилию изначально было исключительно прагматичным. Будучи на корабле, на полпути в Палестину, он познакомился со скрипачом Шимоном Бахманом (שמעון בכמן; Shimon Bachman), руководителем оркестра в Женеве, который предложил ему быть его фортепианным аккомпаниатором на предстоящих концертах. Поскольку туристическая виза музыканта не позволяла ему работать, они вдвоем проконсультировались с импресарио Бахмана Мойше Хопенко (מוישה הופנקו; Moishe Hopenko), который предложил, чтобы Франкенбургер изменил свое имя в концертных программах. Он спросил Франкенбургера, как звали его отца. «Генрих, — ответил он, — или Хаим, на иврите». Импресарио ответил: «Ну, тогда теперь тебя будут звать сын Хаима, или на иврите — Бен-Хаим». С этого момента Бен-Хаим подписывал все свои работы новым именем. [5]

Вскоре после совершения Алии Пауль Бен-Хаим поселился в Тель-Авиве. Адаптация к новой культуре в малознакомой среде потребовала немало усилий: ему понадобилось «три года спокойствия», чтобы вернуться к композиторской деятельности. [4]

Вскоре после знакомства с народной йеменской певицей Цфирой Брахой (ברכה צפירה; Zephyra Bracha; 1912-1988), Пауль Бен-Хаим возобновил творческую деятельность. Он написал более шестидесяти песен на мелодии Цфиры, а также использовал их в качестве тематического материала для многих собственных композиций. Работа Бен-Хаима с Цфирой утвердила собственную аутентичность стиля композитора и ускорила процесс становления восточно-средиземноморского стиля. [8]

Вершиной зрелого периода творчества стал фортепианный цикл «Пять пьес для фортепиано, опус 34» (1943). Сам композитор признавал в своей автобиографии 1975-го года, что сочинение «считается одним из моих величайших успехов». [1][4] Избранный им композиторский метод принёс ему широкую славу и признание: Бен-Хаим пришёл к выводу о необходимости синтеза музыкальных сфер Востока и Запада. Стиль, основанный Паулем Бен-Хаимом, позже был определен композитором Александером Урией Босковичем как восточно-средиземноморский. [3]

Активная композиторская деятельность Пауля Бен-Хаима совмещалась с преподаванием, что имело определяющее значение в становлении восточно-средиземноморской национальной композиторской школы. Продолжалась преподавательская деятельность в Академиях музыки Тель-Авива и Иерусалима; общественная деятельность на посту президента Союза композиторов Израиля; работа в качестве дирижера Палестинским филармоническим оркестром. [9]

В поздний период творчества Пауль Бен-Хаим совершенствовал восточно-средиземноморский стиль, сосредоточив внимание на симфонических жанрах. К 1950-ому году, после создания Симфонии №1 (1940) и Симфонии №2 (1945), Пауль Бен-Хаим зарекомендовал себя как ведущий композитор оркестровой музыки в стране.[1] Появляются такие значительные сочинения, как «Сладкий Псалмопевец Израиля» для клавесина, арфы и симфонического оркестра (ישראל ‏זמירות נעים; The Sweet Psalmist of Israel, for symphonic orchestra; 1953), «Фанфары Израиля» для симфонического оркестра (ישראל תרועת; Fanfare to Israel, for symphonic orchestra; 1950), концерты для фортепиано (1949), скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром; «Литургическая кантата» (1950); кантаты «Видение пророка» (1959), «Три псалма» (1952) и «Каббалат шаббат» («Встреча субботы», 1967); песни, вокальные циклы, инструментальные миниатюры, камерные сочинения.[7]

В 1960-ом году Пауль Бен-Хаим был назначен государственным советником по педагогике и занимал пост президента Ассоциации композиторов Израиля, а также возглавлял Ассоциацию художников и учителей музыки в Тель-Авиве.[4] Музыка Бен-Хаима издавалась в Израильском музыкальном институте и иных музыкальных издательствах страны.

Широкая известность и востребованность Пауля Бен-Хаима как композитора, исполнителя, преподавателя, приглашённого дирижёра крупнейших оркестров страны (Израильский филармонический оркестр и Оркестр Израильской службы радиовещания)[4] стали возможны благодаря его неоценимому вкладу в музыкальную культуру Израиля.

Композитор скончался 14-го января 1984-го года в возрасте 86-ти лет.[7]

Среди учеников Пауля Бен-Хаима — Ами Мааяни, Бен-Цион Оргад, Цви Авни, Ноам Шериф, Шуламит Ран, Элиаху Инбал и другие.[10]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ronit Seter. The Israeli Mediterranean style: Origins, 1930s—1950s. https://jewish-music.huji.ac.il/ (2013).
  2. Gradenwitz Peter. Paul Ben-Haim. — Tel-Aviv: Israel Music Publication, 1967.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Dalrymple Holly. From Germany to Palestine: a comparison of two choral works by Paul Ben-Haim: Joram and Kabbalat Shabbat // University of North Texas. — 2013.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Paul Ben-Haim. Short biography // Ben-Haim archive at the National library in Israel. — 1975.
  5. 5,0 5,1 Zorman Itamar. Paul Frankenburger // Cardiff. — 2018. — С. 5.
  6. 6,0 6,1 6,2 Gurkiewicz Liran. Paul Ben-Haim: The Oratorio Joram and the Jewish Identy of a Composer // Israel Studies in Musicology Online. — 2013. — С. 110.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Jehoash Hirshberg. Ben-Haim [Frankenburger, Paul]. — Oxford University Press, 2001. — (Oxford Music Online).
  8. Seter Ronit. Hirshberg's Ben-Haim: Three Decades Later // Israel Studies in Musicology Online. — 2011. — С. 97.
  9. Bletstein Rachel. A Theoretical and Stylistic Analysis of Paul Ben-Haim's Five Pieces for Piano, Op. 34 and Piano Sonata, Op. 49 // University of South Carolina. — 2018.
  10. Robert Jay Fleisher. Twenty Israeli Composers: Voices of a Culture. — USA: Wayne State University Press, 1997.

Ссылки